В начале декабря 2023-го редакция посетила московский фестиваль авторского кино «Зимний». Мероприятие пестрило громкими отечественными новинками, среди которых нашлись и дебюты. Один из них — «Чайка» Полины Лазаревой с Юрием Быковым и Верой Кинчевой в главных ролях. Мы посмотрели картину и решили разобраться, имеет ли к ней какое-то отношение Чехов и что перед нами — драма или всё же комедия.
«Вот лежит Алина и думает: «Сказать или не сказать?»
Писатель Валентин Чайка (Юрий Быков) появляется лишь два раза в месяц. Два — ещё подарок, тут хотя бы одного добиться. Приходит в рваных носках, кладёт коробку сладостей к чаю на стол и вальяжно плюхается на кровать — дескать, давай, Алина, уже начнём. После случившегося надевает штаны и убегает писать роман, заранее наслушавшись хвалебных фраз вроде «ты у меня самый талантливый». Фраз, жизненно необходимых творческим людям. Алина (Вера Кинчева) в это время тихо ждёт. Даже так — тихо мечется. Днём забывается в уборке, натирая кафель до полного вымещения чувств, а вечером поёт в баре. А ещё попеременно думает о детях — надо же от кого-то родить в конце концов.
«Чайка» — режиссёрский дебют Полины Лазаревой. Постановщица начала карьеру с понятной темы — любви. Не зря ведь на сценарных и режиссёрских факультетах говорят: «Снимай о том, что знаешь». Следование заветам старших — налицо. В августе 2023-го лента отправилась на фестиваль «Короче» и даже получила специальный приз жюри. В контексте дебюта сложно абстрагироваться от актёрской семьи режиссёрки, да и вряд ли получится это сделать. Бабушка и папа Полины, Светлана Немоляева и Александр Лазарев соответственно, исполняют в картине второстепенные роли, играя членов семьи Алины. Ну а про созвучность имён Алина и Полина можно вовсе промолчать. При этом лента не претендует на автобиографичность — никто, кроме авторки, не знает, насколько события картины соответствуют жизни постановщицы.
Режиссёрка строит повествование от лица обоих — мы видим метания чувств как Алины, так и Валентина. У каждого из них свои мотивы прекратить злосчастный бег по кругу обстоятельств и наконец разорвать нелепые односторонние отношения. В одну из долгожданных встреч героиня решает выяснить правду — спросить, что за дела. Валя — подлец бывалый, сразу переворачивает ситуацию в свою пользу, воздавая хвалу гостингу. А фраза «пора перестать пудрить девочке мозги» оказывается тем самым концом.
Естественно, в глазах Алины Чайка вовсе не плохой. Он красивый, добрый, самый талантливый и ещё куча одобрительных эпитетов в придачу. На самом деле, Валентина можно охарактеризовать одним предложением: «Он написал роман “Гумберт Гумберт”, параллельно домогаясь несовершеннолетних». Алина в это время оказывается жертвой гостинга, которая решает выследить любимого и либо вывести на чистую воду, либо вернуть.
Вместо традиционных флэшбеков для раскрытия персонажей Полина Лазарева использует сцены-фантазии, намеренно или нет отсылая зрителя к «Фестивалю Рифкина» Вуди Аллена. По большей части подобные кинофрагменты характерны для героя Юрия Быкова, который пытается разобраться в чувствах.
Осторожно, спойлер!
В грёзах он видит совершенно иную девушку — некую ярую почитательницу творчества, с которой писатель взаимодействует онлайн. Подобно романтику, мужчина влюбился в неё через диалог. И всё бы ничего — если бы мечтам не мешала Алина, переодетая в одеяние монахини. Появление новой героини оказывается главным сюжетным твистом, добавляющим ленте об эмоциональных качелях динамику.
При этом фильму чего-то не хватает. Проседает даже новая сюжетная линия. По итогу история оказывается довольно непритязательной: всю картину герои пытаются разобраться в чувствах наедине с собой и лишь в финальной сцене приходят к чему-то. Полтора часа ленты — это внутренний растянутый монолог. Нельзя сказать, что он ни к чему не приводит — приводит, конечно. Но очень длинными дорогами, которые можно было сменить на обход.
Отдельно хочется выделить в касте Веру Кинчеву с Юрием Быковым, которые гармонично слились с персонажами. Как развидеть режиссёра в образе писателя-подлеца — совершенно непонятно! Также в нескольких сценах появляется Ирада Зейналова, которая в привычной манере берёт интервью у Чайки и порой заглядывает в его фантазии. Каст — несомненный плюс фильма.
Для каждого зрителя лента прозвучит особенно — либо драмой, либо комедией. В этом контексте стоит вспомнить Чехова. Порой бесконечный бег по кругу обстоятельств оказывается очередным выступлением шапито. В этом вся жизнь.
«Чайка» — любовная драма, понятная каждому, кто когда-либо влюблялся. Особенно — неудачно. Это неплохая история в красивых декорациях с интригующим финалом. Она вряд ли претендует на просмотр нон-стопом, но сердечко трогает однозначно.