В Венеции 11 сентября завершился традиционный кинофестиваль, где «Золотого льва» отдали Одри Диван за фильм «Событие». В рамках ивента был показан необычный проект от главного спонсора фестиваля Campari — короткометражный фильм о молодом Федерико Феллини. Работа была снята с помощью искусственного интеллекта, который на основе произведений мастера создал новый сценарий почти от его имени.
Короткометражный фильм Fellini Forward был показан в Венеции 8 сентября, а уже на следующий день ленту привезли в Москву. Показ состоялся на закрытой вечеринке в «Рихтере», после которой прошёл паблик-ток с Кириллом Серебренниковым и Анной Меликян. Нам удалось попасть на премьеру и даже подслушать, о чём говорили режиссёры после показа. После неё хочется разобрать несколько интересных вопросов, которые остались после просмотра фильма.
На подобном кинофестивале показали фактически рекламу Campari?
Если смотреть на это совсем грубо, то история если и не маркетинговая, то репутационная точно. В самом фильме даже есть очертания, в которых можно разгадать бренд. Без контекста вы их не поймёте, но, учитывая нейминг показа, подсказки даны в лоб. В то же время это больше история про высказывание и дань уважения знаменитому творцу, чем просто креативный ролик.
Это, к слову, не первый подобный проект Campari. У них есть целая кампания Campari Red Diaries, в рамках которой они уже четыре года создают со звездами кинематографа короткометражные фильмы. Вы же помните слоган «За каждым коктейлем стоит уникальная история»? Каждый год он получает свою экранизацию. Маттео Гарроне снял короткометражку про «Негрони», например, а Паоло Соррентино — про «Убийцу в красном». Это большой и очень стильный проект, где позиционирование бренда кажется максимально уместным. Если продолжать говорить про фильм в контексте маркетинга, то очень хочется отметить то, насколько к лицу им позиционирование бренда. Некоторым банкам, которые пытаются раскручиваться с помощью модных рэперов, есть чему у них поучиться.
Насколько уместно использовать имя Феллини, когда не он сам снимает, как в случае с Соррентино?
В этом и есть дань уважения, потому что режиссёр уже встречался с Campari раньше. В далеком 1984 году мастер снял для них рекламный ролик. Этой связью бренд вероятно гордится, но для этого нам еще нужно немного понимать контекст. Федерико Феллини умер в 1993 году. Во время прощания с ним движение в Риме было остановлено, а многотысячная толпа поклонников и почитателей сопровождала траурный кортеж на всем пути от столицы до Римини.
Для Италии это культовая личность и большая гордость, поэтому стоит понимать, что это в нашем случае не посмертный альбом музыканта из демок на мейджоре, а реальный оммаж или искренняя попытка его сделать. Во всяком случае, проект таким кажется. Среди советников есть его племянница, оператор Бласко Джурато, который работал над «Клоунами» и художник-постановщик Данте Феррети, который работал сразу над пятью картинами Феллини.
В паблик-токе, который состоялся после показа в «Рихтере», Кирилл Серебренников в одном из тезисов в поддержку работы говорил, что ему нравится, что снова начали говорить о Феллини. Совсем недавно я наткнулся на ТикТок, где молодой человек на серьёзных щах рассказывал что-то в духе «А вы знали кто такой на самом деле Федерико Феллини?» Но и такого ролика могло бы не быть, если бы не эта проклятая песенка, которая стала вирусной. В этом плане Fellini Forward делает для режиссёра больше, чем его имя помогает в рекламе бренда.
А как искусственный интеллект помогал в создании фильма?
В этом особенность картины, которая заметно выделяется на фоне других из Red Diaries. Команда Unit9 скормила ИИ работы Федерико Феллини, чтобы найти закономерности в текстах, паттерны поведения героев, какие-то фишки и даже просчёты того, под каким углом выстроены камеры на площадке. На основе чисто математического вывода алгоритм предложил варианты отдельных фраз, диалогов и конечный сценарий, а визуальную часть составил на движке Unreal Engine. Далее на основе этого уже реальная команда с актёрами создали короткометражный фильм.
То есть в этом случае нейросеть была использована не для создания какого-то персонажа или его образа, а изначально создавала произведение. Как итог: получилась метафорическая лента о дебюте Федерико Феллини и его творческом пути, в которой угадываются образы его реальных фильмов. Сама короткометражка довольно странная, но в синтезе с последующим документальным фильмом о создании и всем проектом Campari, получилась довольно крутая штука. Вообще, есть большой минус, что документалку во время нашей премьеры показали после основной части, но, как нам объяснили в пресс-службе, на рокировку пришлось пойти из-за формата мероприятия на открытом воздухе.
Получается, ИИ может создавать фильмы?
А вот это, собственно, главный вопрос, на который нельзя получить сегодня однозначного ответа. Кирилл Серебренников считает, что снять фильм в стиле Феллини не трудно в принципе. Это довольно яркий режиссёр, где многие фирменные черты достаточно очевидны, поэтому для подражания не надо большой подготовки. Вот только есть ли в этом истинное творчество?
Гости паблик-тока так не считают, и их мнение серьёзно дополняют герои документального фильма. С экрана звучит переживание, что это может стать революцией или концом режиссёрской деятельности. Всё тот же Серебренников говорит, что машина построить творение вряд ли сможет. Из его уст звучала фраза о том, что уникальность человека состоит в том, что он весь состоит из ошибок, как состоял и Феллини вместе со всеми своими картинами. Именно это и делает работы таких мастеров уникальными.
Наверно, это довольно очевидный ответ, однако нам наглядно продемонстрировали, что искусственный интеллект может стать хорошим вспомогательным инструментом, который может анализировать большой объём информации и выдавать математически чистый результат, а также моделировать достаточно простые формы контента. Конечно, есть вопрос в этичности, но, с другой стороны, это просто гиперболизированная история, где творец обращается к другим источникам или поисковым машинам, ведь в итоге он просто получает от ИИ ответ на свой вопрос или восполняет пробел в своих знаниях.
Не знаю, как вам, но мне это кажется хорошей возможностью делать фильмы более насыщенными, отдавая рутину машине и оставляя для творчества ещё больше пространства. Конечно, в чистом виде вряд ли машинописное кино сможет заменить режиссёров уровня Феллини, однако экранизировать Карлсона у искусственного интеллекта точно получилось бы лучше.