В конце прошлого года Netflix выпустил мини-сериал «Бриджертоны», который посмотрели более 63 миллионов человек. Его сразу окрестили прапрадедом культовой «Сплетницы», ведь «Бриджертоны» построены по схеме «только не списывай точь-в-точь»: высшее общество богачей, властные семьи, красивые аутфиты и, конечно же, интриги. Получилось ли у стриминговой платформы повторить успех истории про анонимного автора конца нулевых?
В материале есть спойлеры!
Как школьники становились настоящими gossip girls?
«Сплетница» появилась в 2007 году и казалась типичной мелодрамой, растянутой на сезон вместо полутора часов. Сами создатели изначально хотели снимать полнометражный фильм, а актёры главных ролей даже не верили, что сериал продлят на второй сезон. Именно в этот год начался серьёзный финансовый кризис, а с экранов на нас смотрели подростки, которые вели непозволительно роскошную жизнь с частными джетами, брендовыми сумочками и личными водителями. По всем законам логики проект действительно должен был закрыться, но мир зрителей-тинейджеров работает иначе. Сериал стал не просто эскапизмом от серой реальности и заработал огромную популярность среди подростков, но и породил настоящий социальный феномен.
«ВКонтакте» заполонили опросы «Кто лучше: Серена или Блэр?». На школьных переменах все рьяно спорили и про парней: с одной стороны, был тактичный и нежный Нейт, а с другой — bad ass Чак. Глянец по всему миру обсуждал стиль главных героинь, и продолжает это делать даже спустя семь лет после финала. Именно концепт анонимного автора из «Сплетницы» положил начало пабликам а-ля «Подслушано» (первый появился в 2012 году, спустя год после окончания сериала), которые в нашем 2021-м переросли в анонимные телеграм-каналы. Если вы в те годы учились в школе, то наверняка помните личные страницы и паблики, куда стали просачиваться все секреты старших классов.
Так «Сплетница» трансформировалась из сериала про золотую молодёжь в сложное, многоуровневое явление. Несмотря на внешнюю оболочку, герои сталкивались с очень понятными для любого подростка вопросами, что помогало зрителям сопереживать им. Взять хотя бы проблему отцов и детей: здесь и развод родителей, и «ожидание/реальность» от ребёнка, и предрассудки, и споры по поводу будущего. Что уж говорить про линии любви и дружбы, которые за шесть сезонов авторы раскрыли вдоль, поперёк и по диагонали. Вместе с главными героинями Блэр и Сереной мы разбирались, кто же такие настоящие BFF, и редкая девчонка не мечтала о подкатах в стиле Чака Басса.
Жёлтая пресса времён Джейн Остин и бесконечные балы
У сериала «Бриджертоны» были все шансы повторить успех «Сплетницы», приумножив его. Пока мы ждём новых сезонов «Эйфории» и «Полового воспитания», появляется история про тех же подростков, но в ещё более романтизированном времени — в Англии эпохи Регентства. Просто бери и устраивай себе binge watching!
С первой серии мы видим экспозицию в духе Джейн Остин: юная Дафни Бриджертон мечтает выйти замуж, а тут появляется герцог-бунтарь Саймон Бассет, который не хочет жениться. У Дафни есть старшие братья: один пытается быть гиперответственным за всю семью, второй — ищет себя в запрещённых для аристократа творческих кругах, а третий — хочет отправиться в кругосветное путешествие (прототип travel-блогера, который берёт от жизни всё). Ещё в семье Бриджертонов есть младшие дети и дочка-феминистка, покуривающая сигаретки на качелях, рассуждая о недоступности образования, которая дружит с Пенелопой Фезерингтон.
Нувориши Фезерингтоны — ещё одна семья в центре внимания. Родители пытаются выдать замуж трёх дочерей в аляпистых платьях, пока им на голову не сваливается дочь дальнего друга Марина, которой тоже нужно найти мужа. Вся эта тусовка бесконечно ходит на балы, где за ними следит светское общество Лондона и Леди Уислдаун, анонимная авторка, которая потом выдаёт горячие сплетни в ежедневных буклетах. Разные характеры и истории очень обнадёживают — такое многообразие персонажей точно зацепит. Но почему этого не происходит?
Ключевое отличие от «Сплетницы» и проблема «Бриджертонов» — это главные герои. Если за Блэр, Сереной и компанией хотелось наблюдать, как они растут и меняются серия за серией, то у Бриджертонов мотивация либо очевидная, либо нелогичная.
Три сюжетных «кита», не удержавшие «Бриджертонов»
Проблема очевидности в том, что она не создаёт эмоциональных связок с героями, зато возникает огромный вопрос «зачем» — зачем дальше смотреть, если всё и так ясно? Например, то, что у Дафни и Саймона всё будет «долго и счастливо» становится понятно с первой серии. В отличие от Блэр и Чака, которые постепенно приходили к этому и с трудом преодолевали преграды, псевдомистер и псевдомиссис Дарси щёлкают проблемы как орешки. Не хочешь жениться? Ууу, тогда сделаем так, что придётся! Боишься чувств? Так, на помощь выдвигаются клишированные обстановка и обстоятельства. К сожалению, в жизни так бывает крайне редко, поэтому и находить точки соприкосновения с главными героями с каждой серией всё сложнее — уж очень это похоже на сказку.
Логика — второй проблемный кит сериала. Взять хотя бы Марину Томпсон, «простушку», ставшую красавицей сезона, которая ждёт внебрачного ребёнка. Такая ситуация была бы социальной смертью в то время, поэтому она ищет мужа, ведь её любимый ушёл на войну и оборвал с ней связь. Она то отказывается выходить замуж, то соглашается, то снова отказывается, а в итоге (не поверите!) соглашается. Та же малышка Дженни из «Сплетницы» тоже была не самым логичным персонажем, но в её действиях чётко прослеживался дух подросткового максимализма и бунтарства. Здесь же высказывания героини противоречат сами себе, хотя между ними всего час экранного времени. Можно было бы списать это на вереницу событий, но за этот период не меняется... ничего. Зрители любят внутренние конфликты и изменения, а не ситуации, когда авторы считают их глупыми и невнимательными.
Но главная проблема — это, конечно, местная сплетница, Леди Уислдаун. Она по канону открывает и закрывает каждую серию закадровым голосом, никто не знает её личность, а свои брошюры она отправляет через посыльных. У сплетницы нулевых было преимущество — она предвосхищала события, узнавала информацию изнутри, а её сообщения играли ключевую роль в мире, где все всё скрывают. В «Бриджертонах» Леди Уислдаун влияет на сюжет один раз за сезон.
Всё остальное время она ничего не меняет, но почему-то становится определяющим голосом общественности. На момент первой серии «Сплетницы» анонимный автор существовал уже не первый год. Леди Уислдаун появляется впервые в самом начале сериала и сразу становится голосом общества. Почему её мнение вдруг стали ценить самые богатые семьи Лондона и даже сама королева — вот главная интрига сериала!
И, самое интересное, Леди Уислдаун деанонят в последней серии первого сезона. «Сплетница» держала нас в напряжении шесть лет, а здесь хватило и восьми серий. Если бы это было окончанием сериала, то разоблачение смотрелось бы логичным, но Netflix уже подтвердил продление «Бриджертонов» на второй сезон.
Сериал снят по книгам Джулии Куин — каждая из восьми рассказывает про одного из детей Бриджертонов. А это значит, что у создателей есть ещё целых семь сезонов, чтобы изощрять сюжет и ставить такие хитрые точки с запятой. Не дадут денег — «Мы так и планировали закончить». Дадут — «А это была не Леди Уислдаун, смотрите ещё сезон». Говоря словами великих мемов: «Вот это поворот!»
Безусловно, у «Бриджертонов» есть своё влияние. В нашем толерантном (и не очень) обществе снова сталкиваются вопросы историзма, расизма, колоризма и прочих -измов в духе времени. Казалось бы, их точно должен решить сериал со «слепым» кастингом, но даже этот важный контекст оставляет больше вопросов, чем ответов. Этническое разнообразие «Бриджертонов» очень ограничено, а зрителям остаётся только беглая сюжетная ремарка вместо полноценного объяснения, как произошла сегрегация в начале 19 века.
После просмотра создаётся впечатление, что авторы «Бриджертонов» пытались усидеть сразу на всех стульях, а в итоге не попали ни на один. Картинка действительно вышла красивой: старинные родовые поместья Англии, блестящая работа художников-постановщиков с миллионами деталей интерьера и быта, цветокоррекция картинки и современные саундтреки, которые играет струнный квартет. И даже костюмы, которые не совсем соответствуют исторической действительности, получились яркими и самобытными в коллаборации с характерами героев.
Но сами персонажи подвели. Если скелетом сериала была Леди Уислдаун, то её линию безнадёжно испортили. «Но сериал называется „Бриджертоны“, а не „Леди Уислдаун“», — скажете вы. В этом случае всё ещё хуже. Главные герои этой части очевидные и скучные, а у второстепенных настолько мало экранного времени, что, к сожалению, придётся возвращаться к началу первого сезона, как к описанию пьесы, чтобы вспомнить, кто есть кто.
Возможно, во втором сезоне «Бриджертоны» всё-таки возьмут за основу атмосферу Джейн Остин, а не подросткового сериала, и покажут класс. Мы же пока будем ждать ребут той самой «Сплетницы» на канале HBO, который должен выйти в 2021 году. X.O.X.O.