14 февраля на «Кинопоиске» вышла четвёртая часть «Бриджит Джонс» — культового английского ромкома, оказавшего большое влияние на поп-культуру. В новом фильме с подзаголовком «Без ума от мальчишки» команда избавляется от Колина Фёрта, главной любви героини, и сводит женщину со студентом. По случаю премьеры выясняем, в чём же феномен франшизы о неуклюжей женщине в утягивающем белье.
В 2001 году одна из нескольких миллиардов дам решила взять себя в руки и перестать быть одинокой. Ей надоели традиционная рождественская индейка в родительском доме, нелепые приставания дяди Джеффри (Джеймс Фолкнер) и компульсивное переедание. А звали эту женщину Бриджит Джонс. План сработал: у 31-летней героини появились любовники, работа и неуклюжая сексуальность. А позднее — муж в лице успешного адвоката Марка Дарси (Колин Фёрт), вышедшего прямиком из «Гордости и предубеждения» Джейн Остен.
Если сегодня включить «Дневник Бриджит Джонс», первую часть франшизы, легко заметить, как изменилось время. Героиня терпит харассмент на работе, принимая «грязные» сообщения от босса Дэниэла Кливера (Хью Грант) за знаки внимания. Терпит оскорбления, мечтая обрести ту самую сыворотку из «Субстанции» и стать лучшей версией себя.


В современном кинематографе довольно сложно представить подобную героиню, особенно после движения #MeToo, новой искренности, бесконечных сеансов с психотерапевтом, а также истине, что главное в жизни — полюбить себя. Но факт в том, что франшиза была, есть и будет тем самым ромкомом, к которому хочется возвращаться снова и снова. Главный вопрос — почему?
Предыстория
Изначально история о Бриджит Джонс даже не была книгой. Героиню придумала журналист Хелен Филдинг, автор колонки в британской газете The Independent с 1995 по 1997 годы. Опираясь на собственный опыт, она рассказывала о жизни незамужних женщин в Лондоне. Писала анонимно — от лица выдуманного персонажа, так как ей было стыдно говорить о чём-то несерьёзном на фоне других коллег. За её плечами были большой опыт работы на телевидении, один выпущенный роман «Причина успеха» и год труда в уже упомянутом издательстве. После многочисленных писем в редакцию и нарастающей популярности колонка перебралась на первую полосу, а Филдинг решила раскрыть личность. Кстати, те самые тексты можно найти на сайте газеты.
Хелен собрала написанное в ставшую бестселлером книгу — тираж перевалил за два миллиона экземпляров. Вскоре сформировался феномен «чиклита» — разновидности лёгкой женской литературы с романтическим сюжетом и юмором. Филдинг стала одной из основоположниц жанра. Сейчас в её коллекции четыре книги о Бриджит.

Экранизация
За адаптацию истории взялась британский режиссёр Шэрон Магуайр, для которой проект стал дебютным игровым полным метром. Проблемы были не только в маленьком бюджете, но и в актрисе, исполнившей главную роль. На Джонс пробовались Кейт Уинслет и Хелена Бонем Картер. По итогу работа досталась американке Рене Зеллвегер, которой пришлось изображать британский акцент. Никто не верил в успех фильма, однако он не провалился в прокате и смог расшириться до франшизы и получить две номинации на «Золотой глобус». Также Рене Зеллвегер была выдвинута на «Оскар» за лучшую женскую роль, что редкость для романтических комедий.
Колин Фёрт не сразу согласился на Марка Дарси, ведь персонаж показался ему малосодержательным.
«Как играть парня, который ничего не делает? Он всё время стоит, хмурится и притворяется высокомерным», — рассказывал актёр Эрику Айзенбергу для Сinemablend.
Тогда Фёрт прибегнул к роману Джейн Остен, где внутренний мир персонажей скрыт от глаз окружающих. Невозмутимость своего героя он воспринял маской, за которой прячется что-то более нежное и трогательное. Роль Марка Дарси стала одной из самых заметных для артиста и принесла ему премию BAFTA.

Неканонический образ героини ромкомов
Исполнительницу главной роли Рене Зеллвегер постоянно осуждают за внешность. После премьеры первой части каждый второй хейтер обвинял её в лишнем весе, хотя именно для фильма она поправилась на 11 килограммов. Спустя время актриса воспользовалась услугами пластического хирурга, избавившись от тех самых пресловутых щёк и боков. Но даже тут не смогла угодить аудитории.
По сюжету Бриджит — неуклюжая неряха, которая запивает горе шардоне, параллельно не вынимая ложку из банки с мороженым, читает нон-фикшн о прокачке личности и вечно записывает сумбурные мысли в дневник. Изменить жизнь она решает после Нового года, дав себе обещание избавиться от статуса одиночки. Кто это, если не мы? Для полного соответствия среднестатистической женщине ей не хватает лишь бокала с горящей бумажкой внутри. Только в списке целей Бридж — не заработать несколько миллиардов долларов, а простое человеческое — менять трусы каждый день, ведь начинать нужно с малого.
При всех условных недостатках Джонс, которые всё же — особенности, в неё невозможно не влюбиться, что и демонстрирует фильм. Несмотря на попытки женщины что-то поменять в себе, она остаётся открытым миру человеком со всей своей неловкостью и сумбурностью мыслей. В ней чувствуется жизнь, что и цепляет, ведь раньше главные героини по большей части соответствовали лишь двум образам — милой принцессе или амазонке, но никак не недотёпе.


Побег от одиночества
Во многом причина стать лучшей версией себя кроется в мужчинах, желании понравиться и не остаться старой девой. Между собой и «любовью всей жизни» в начале франшизы Бридж неминуемо выберет второе. Почти то же роднит её с Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе», которая, несмотря на больные отношения, продолжала следовать за Мистером Бигом. Конечно, нельзя целиком и полностью сравнивать их романы, потому что Мистер Дарси не исчезал и не бежал от женитьбы. К тому же Кэрри не относится к представительницам нетипичной красоты — глобально проблем с мужчинами у неё не возникало. Однако стоит понимать, что «Бриджит Джонс» — не пособие по построению гармоничных отношений. Фильм хочется смотреть в кризисные моменты, чтобы сказать себе:
Я такая не одна.
«Гордость и предубеждение»
Героя Колина Фёрта не случайно зовут Марком Дарси. Хелен Филдинг не скрывает, что позаимствовала сюжет из «Гордости и предубеждения» Джейн Остен, ведь размышления из колонки нужно было на что-то нанизывать. В первую встречу на праздновании Рождества Джонс и Дарси не нравятся друг другу, как и главные герои романа. Однако после метаний и лёгкого противостояния понимают, что не могут друг без друга. Символично, что Фёрт сыграл Дарси в одной из экранизаций романа 1995 года.

Также из «Гордости и предубеждения» журналистка позаимствовала несколько сцен. Например, ту, где Марк называет Бриджит «болтливой девицей, которая курит, как паровоз», доказывая матери, что ни в коем случае не будет продолжать с ней общение. Джонс оказывается невольной свидетельницей разговора и формирует негативное мнение о мужчине. Подобное было и в романе, когда мистер Дарси убеждал друга мистера Бингли, что Элизабет Беннет не достойна танца с ним. Забавно, что в книге Филдинг упоминается, что Фёрт — любимый актёр Бриджит: по сюжету героиня готовится к интервью с ним. Так что выбор исполнителя роли точно не случаен. В качестве шутки команда фильма даже сняла фейковый разговор.
Мода и «Бриджит Джонс»
В первую встречу Дарси «покорил» Джонс нелепым рождественским свитером с оленем, что разнится с его педантичным и чопорным образом. Марк — не тот человек, который заявится в откровенном костюме кролика на вечеринку, однако в той сцене он визуально соотносится с дурашливой Бриджит. Существует предположение, что именно первая часть франшизы породила моду на вязаные свитера с оленями и снеговиками. Однако это — единственная вычурная деталь. В остальных моментах художник по костюмам Рэйчел Флеминг сотворила из актёра джентльмена на пределе элегантности. Бриджит — его полная противоположность. Она любит ультракороткие юбки, прозрачные кофты и аляпистые принты. Но именно в этом её шарм, подчёркивающий уже надоевшую истину: противоположности притягиваются.

Ребрендинг Бриджит Джонс
Четвёртая часть франшизы повторяет начало сериала «И просто так» — продолжение «Секса в большом городе». Марк Дарси трагично погибает: его машина подрывается на мине в Судане во время гуманитарной миссии. Однако убили его не сценаристы ради прокачки драматургии, а Хелен Филдинг в одной из книг. Действие фильма происходит спустя четыре года после трагедии: Бриджит воспитывает двоих детей (скорее — пытается), посещает дружеские встречи в честь памяти мужа и сохраняет сексуальную неприкосновенность, ведь боится предать его. По совету друзей и подруг она решает наладить личную жизнь и по иронии судьбы находит парня намного младше — студента Рокстера (Лео Вудалл), с которым проводит целое лето.
Последняя часть франшизы — плачь по женской доле, когда тебе за 50. Героиня считает себя слишком старой и некрасивой для новых отношений. Уверена, что никто уже не сможет полюбить её. Вдобавок и окружение вместо личностного роста для проживания травмы, советует ей тупо найти любовника на одну ночь. Грустишь по мужу, Бридж? Просто переспи с кем-то. Чувствуешь, что устала от материнства? Единственное решение — секс. И это один из главных этических провалов фильма.

Команда убивает Марка Дарси, но воскрешает Дэниэла Кливера. Однако и тут не обходится без лишней раскрутки персонажа: герой Хью Гранта оказывается в больнице с подозрениями на больное сердце, а после по совету Бридж решает наладить отношения с пятнадцатилетним сыном, пока не поздно. Уточнение: последний раз Кливер видел его примерно 13 лет назад.
Новые романтические увлечения Джонс тоже проседают. Если раньше зритель метался в выборе между Марком Дарси и Дэниэлом Кливером, то сейчас ему просто приходится брать от жизни, что дают. Роман взрослой женщины с пацанёнком был показан в фильмах «Мысль о тебе» и «Плохая девочка», где при виде героев Николаса Голицына и Харриса Дикинсона не хотелось отлипать от экрана. Лео Вудалл, напротив, оказывается никаким во всех отношениях. Парень с отсутствием типажа — необязательный объект. В первую встречу герой признаётся Бриджит, что любит женщин постарше и хочет изучать мусор. Следующие полчаса мы просто ждём, когда его наконец сменит новый ухажёр — Скотт Уоллокер (Чиветель Эджиофор). Этот и поборзее, и посексуальней, хотя до уже поставленной Фёртом и Грантом планки шарма всё равно не дотягивает.



Находятся и плюсы: режиссёр Майкл Моррис интересно связывает четвёртую часть с первой. Бридж разгуливает по городу в знакомой зрителю красной пижаме, свидетельствующей о её тяжёлом ментальном состоянии. А на свидание норовит надеть белую полупрозрачную кофту с чёрным бюстгальтером, от которой некогда был без ума Кливер. Одновременно команда достаёт персонажей из прошлых фильмов: трио друзей, в числе которых плакса Джуд (Ширли Хендерсон), живущий на доходы с первого и единственного хита Том (Джеймс Кэллис) и Шез (Сэлли Филлипс), которая теперь ведёт подкаст о том, как её всё бесит. Появляется и гинеколог (Эмма Томпсон), и бывшая коллега Миранда (Сара Солемани). Однако даже это не отводит от мысли, что франшизу нужно было остановить на второй части.


Причина популярности как книги, так и фильмов кроется в истории о типичной горожанке — одиночке, ежедневно совершающей маршрут из дома на работу и обратно. У неё ограниченное число социальных связей и куча комплексов. Современной женщине сложно строить отношения в замкнутом обществе. А мучает её вопрос: где и как искать любовь?
По результатам британского опроса о самых вдохновляющих героинях Бриджит Джонс обогнала Эрин Брокович и Гермиону Грейнджер. Потому что её сила не в идеальности, а в правдивости — способности оставаться собой. История показывает, что оказаться одинокой в тридцать — нормально. Родить в 40 — тоже. А встретить нового партнёра после смерти мужа — не предательство.
