В официальный прокат вышла экранизации серии игр Borderlands. Несмотря на то, что пик популярности этой серии остался где-то в прошлом десятилетии, игру все ещё вспоминают с теплотой (например, эпизоды, когда школа/универ прогуливались ради очередного забега с друзьями). Удастся ли «Бордерлендс» сделать серию снова великой или хотя бы в приливе ностальгии собрать друзей ради ещё одной партеечки?
Дисклеймер: в игры серии я играл лет 10 назад. Помню, было весело, а какой там сюжет и персонажи — не помню, поэтому экранизацию оцениваю без оглядки на первоисточник.
Сразу: «Бордерлендс» — кино полностью беспонтовое. Что я вкладываю в это понятие: оно очень искусственное, очень неизобретательное и одномерное. Это становится понятно буквально на второй сцене:
В бар входит крутая охотница за головами Лилит (Кейт Бланшетт). Сегодня она при деньгах, поэтому говорит барменше:
Не эту бадягу, сегодня пью топчик.
Не знаю, как там в оригинале, но на русском так никто не говорит, это суррогатная фраза. Видимо, предполагалось, что она будет звучать круто. Потому что персонаж прожённый и бывалый, такой badass; практически турецкий стрелок Юсуф Дикеч. Что ещё бросается в глаза — возраст Кейт Бланшетт. В реальности ей 55, и по этому поводу есть даже пара реплик — спасибо, что авторы это осознают, но об этом чуть позже.
Далее в баре появляется пара громил, они хотят предложить Лилит работу. Она их посылает и резко стреляет, не вставая с барной стойки. Потому что крутая. В этот момент из тьмы в углу бара появляется мужчина, настоящий заказчик, и он впечатлён навыками Лилит, но она, не раздумывая, стреляет и в него. Потому что крутая, а ещё потому что слом драматургии и ожиданий зрителя — это смешно и должно вызывать вау-эффект.
И вот так весь фильм: ты буквально смотришь и понимаешь, как это задумывалось на бумаге и питчингах, но совершенно ничего не работает при реализации. Режиссура, сценарий, актёрская игра — всё сделано очень пошло, как будто по книжке «Ваш первый блокбастер: 100 проверенных приёмов кинематографа». По итогу в местах, где предполагаются шутки, смеха нет, кэтч-фразы не вызывают реакции «Вот он его уделал!», между актёрами нет никакой химии. Вообще. А ещё, поскольку на бумаге общий тон картины подразумевается динамичным и игривым, в саундтреке почти всегда что-то гитарно-роковое, но нисколько не запоминающееся.
Актёрская часть лично для меня — самая непонятная вещь в фильме. Все талантливые, все молодцы — но выбор максимально банальный.
- Железяка постоянно не затыкается, но ничего полезного не делает — зовём Джека Блэка.
- Нужна классная хипстерская бабка — берём Джейми Ли Кёртис.
- Нужна сильная героиня — пусть будет Кейт Бланшетт
- Нужен смешной боевой качок, желательно темнокожий — что, на Скалу не хватает денег? Ну пусть будет Кевин Харт.
Забавно, что Харт, Джек Блэк и Скала снимались вместе в другом летнем блокбастере — перезапущенной дилогии «Джуманджи» в схожих амплуа, что лишь подчёркивает вторичность кастинг-решений «Бордерлендс».
Страннее всего выглядит пара Кёртис-Бланшетт. В чём проблема: по сюжету героине Бланшетт предстоит разобраться со своим прошлым. А Кёртис играет как бы её приёмную мать. В реальности разница в возрасте у них всего 10 лет, и это видно — ты просто не веришь в их отношения.
Более того, сюжет о поисках прошлого (по крайней мере в том виде, как в фильме) был бы уместнее для юной героини.
Про остальных — Психа (Флориан Мунтяну), малышку Тину (Ариана Гринблатт), Роланда (Кевин Харт) — и сказать нечего. Своих характеров или личных историй у них нет. Они просто существуют в кадре. История мира и корпораций тут тоже никак не раскрывается, всё сводится к короткой сводке в начале: «Раньше были могущественные пришельцы, теперь мы ищем их артефакты».
Экшен-часть вызывает меньше всего вопросов: технически все схватки сделаны прилично, раскиданы равномерно по всей ленте, но, как и всё вокруг, звёзд с неба не хватают.
На выходе из зала оставался только один вопрос: «Ну как так-то, а?» Ответ нашёлся быстро: оказывается, предыдущие 10 лет фильм находился в очень подвешенном состоянии. Анонс проекта состоялся в 2015-м, в 2021-м были съёмки, потом досъёмки при участии режиссёра «Дэдпула» Тима Миллера, и только три года спустя он появился на экране.
Изначально сценаристом значился Крейг Мейзин — сейчас его все знают как маститого автора «Чернобыля» и адаптации The Last of Us. В итоге он от проекта открестился и в титрах остался некий Джо Кромби, по слухам, псевдоним Крейга.
Режиссёром же значится Элай Рот. Это культовый актёр и режиссёр, которого знают по роли Медведя в «Бесславных ублюдках» Тарантино и как постановщика кровавых хорроров, например, дилогии «Хостел». То есть он ни разу не работал с научной фантастикой и блокбастерами и больше специализируется на треше, угаре и расчленёнке — что могло бы сработать, будь «Бордерлендс» чисто фанатским кино с рейтингом 18+. Но нет, фанатам тут ловить нечего.
Суммарно получается очень странно. О том, что фильм будет таким, было видно ещё по трейлерам. Но в то же время мы живём во времена, когда выходят экранизации Fallout и The Last of Us, когда гиковство вышло в массовую культуру и когда к первоисточникам и фан-базе начали относиться бережно, поэтому надежда хотя бы на нормальное одноразовое кино была. Увы, не в этот раз.