На Netflix 17 июня выходит второй сезон «Чёрного лета» (Black Summer), состоящий, как и первый, из восьми серий разного хронометража. Это сериал от студии The Asylum, известной по бюджетным хоррорам и мокбастерам (низкобюджетным копиям блокбастеров) и трешу вроде «Акульего торнадо». С 2014-го по 2018 год The Asylum помогала с разработкой сериала «Нация Z» (Z Nation) для SyFy. На протяжении пяти сезонов создатели исследовали зомби-апокалипсис через образ главного героя Элвина Мёрфи, единственного человека, который был укушен зомби, но при этом не обратился в зомби. Сериал был настолько популярен, что The Asylum задумала спин-офф, но выпустили его уже от Netflix в 2019 году. И этот сериал очень сильно отличается от своих «коллег по жанру».
«Нация Z» была довольно бюджетным сериалом, которая постепенно ушла в классический для The Asylum треш. Главного героя везли через всю Америку, чтобы сделать из его крови сыворотку против вируса, а по пути он мутировал и научился общаться с зомби телепатически. Идея спин-оффа пришла к шоураннеру «Нации Z» Карлу Шеферу, когда он попытался ответить на вопрос «Какими были первые месяцы зомби-апокалипсиса?».
«Чёрное лето» — тоже довольно бюджетный и в то же время удивительно реалистичный сериал о зомби. Он максимально жестоко показывает хаос первых дней зомби-вируса, когда никто не понимал, куда бежать и, главное, зачем. Снято всё без голливудского размаха: персонажи не бегут на военные базы, не защищают торговые центры — они спасаются в небольших домах, лесах и переулках, где можно спрятаться. Но там же и опасность на каждом шагу. Одна из самых запоминающихся серий первого сезона рассказывала о небольшой закусочной у дороги, вокруг которой кружило трое мертвецов, но их было достаточно, чтобы удержать внутри небольшую группу людей, не понимающую, как выйти из здания без потерь.
Это непонимание происходящего вокруг — ключевая тема сериала. В нём формально есть главная героиня Роуз, мать, ищущая ребёнка, потерянного в точке эвакуации (её играет Джейми Кинг). Но «Чёрное лето» рассказывает истории множества персонажей, оказавшихся в эпицентре эпидемии. Многие из них умирают спустя минуты после появления на экране, кому-то удаётся прожить достаточно долго, чтобы зритель мог ими проникнуться, а есть и те, кто доберётся до второго сезона. Сериал делает акцент на боли и страхе героев — эмоции становятся ключевой его линией. «Чёрное лето» показывает, как они теряются в том, что можно чувствовать и как это делать, когда эмоции переполняют, а любая попытка их вывести может стоить жизни.
По задумке авторов сериал рассказывает о самом тяжёлом периоде зомби-апокалипсиса, названном «Чёрным летом». И создатели отлично справляются с ним. Мы привыкли, что в зомби-фильмах и сериалах (передаём привет «Ходячим мертвецам»), выжившие быстро становятся истребителями мертвецов, осваивают это ремесло и с относительной лёгкостью выбираются из передряг. А «Чёрное лето» смеётся над этим клише. Здесь буквально есть серия, почти половину хронометража которой парень пытается убежать от одного зомби (!), но не может, потому что он устаёт в отличие от бешеного мертвеца. И это не выглядит скучно — напротив, это показывает, что герой — обычный человек, не подготовленный к произошедшей эпидемии. И зритель точно такой же. Это усиливает эффект погружения в сериал, позволяя задуматься, а как бы вёл себя я в таких же обстоятельствах.
Как защититься от того, кто не чувствует боли? Как забаррикадировать дом, если никогда прежде этого не делал? Можно ли доверять случайным незнакомцам? Вдруг их укусили, а они это скрывают? Сериал ставит людей в некомфортные условия, заставляя сомневаться в случайных спутниках, создавая конфликты из-за растерянности и неуверенности в действиях вообще всех. Такая обстановка уничтожает все попытки доверия.
У «Чёрного лета» форма подачи не цельная — история подаётся короткими главами с различным хронометражом (от двух минут до двадцати), в которых показывают одни и те же события с разных сторон. Это позволяет понять путь героев и их мотивацию. А ещё создаёт интриги. Например, в одном фрагменте показывают мертвеца, который гонится за героем, а в другом — он ещё жив. В какой момент он погибнет? В чём будет его ошибка? Сериал побуждает зрителя гадать и этим интригует.
Второй сезон стартует спустя несколько лет после начала эпидемии. «Чёрное лето» сменяется «Чёрной зимой», поскольку Роуз уходит на север, где заражённых меньше, и по пути всё также встречает выживших. Второй сезон сериала берёт формулу первого и переносит действие в край, где человека может убить не только оживший мертвец, но и холод ночи. Здесь новые конфликты, множество новых смертей, и призрачный шанс побега с поражённых эпидемией Штатов. Зрители надолго запомнят осаду дома на холме, в которой схлестнулись две группы выживших. А каждый падший на этом поле боя мгновенно пополнял ряды мертвецов, третьей и наиболее опасной стороны в бойне за уголок тепла в холодных горах. Люди стремятся покинуть эти края, добраться до самолёта, который периодически летает над лесом сбрасывает провизию и оружие для уцелевших. Но кто из выживших сможет до него добраться, чтобы покинуть этот мёртвый край?
Что любопытно, сериал оставляет множество белых пятен: Кто отправляет самолёт? Как обстановка за пределами США? Есть ли в этом мире особые заражённые, как в «Нации Z» (это же якобы одна вселенная)? Почему «возвращаются» даже те, кто умер без укусов? И на них нет ответов не потому, что сценаристы не потрудились, а потому, что выжившие не могут знать этого. Сериал показывает ровно столько информации, сколько они встречают на своём пути. Здесь не будет учёных или военных, которые раскроют все тайны его происхождения. И не будет некой призрачной вакцины, как в «Нации Z», способна спасти от зомбификации.
Это самое начало Конца Света. Это тот мрачный период истории этой вселенной, когда большая часть населения погибла, чтобы уцелели лишь немногие. И большинство — по счастливой случайности. Об этом хаосе вселенной, которая обретает вполне конкретное воплощение в виде голодных мертвецов, и рассказывает «Чёрное лето». А ещё сериал ставит зрителя в неудобный контекст — он вынуждает задуматься, а как бы он повёл себя человек на его месте, как далеко он зашёл бы, чтобы выжить?