5 июня в российский прокат вышел спин-офф «Джона Уика» — «Балерина» (Ballerina) с Аной де Армас в главной роли. Лента пережила несколько пересборок, масштабные съёмки дополнительных сцен и пару неудачных показов фокус-группам. Фильм должен был выйти ещё в 2024-м, но премьеру неоднократно откладывали. Несмотря на производственные сложности, режиссёр Лен Уайзман завершил работу и представил новый взгляд на полюбившуюся франшизу. Обсуждаем, смог ли спин-офф органично влиться в канон «Джона Уика».
Главная героиня фильма Ева Макарро (Ана де Армас) осталась сиротой из-за разборок отца с преступной группировкой. После гибели мужчины от рук таинственного преступного авторитета Канцлера она оказывается под опекой клана Ruska Roma — тренировочной базы наёмников, скрытой в глубине балетного театра. Девочка неустанно совершенствуется в искусстве убийства и, спустя годы после трагедии, решает отомстить. Путь к Канцлеру ведёт её из Нью-Йорка в Европу через Прагу и Альпы. По дороге она успеет заручиться поддержкой хорошо знакомых фигур: Уинстона Скотта (Иэн Макшейн), директора Ruska Roma (Анжелика Хьюстон), а ближе к финалу к ней присоединяется и сам Джон Уик (Киану Ривз).
Фильм сохраняет узнаваемую ДНК франшизы: герои живут в закрытом мире с чёткими правилами, длинными коридорами и вылизанной роскошью. Все скорее дерутся, чем разговаривают, постоянно натыкаются на мнимые кодексы чести и правила. Однако, в отличие от «Джона Уика», где даже абсурдная мотивация (месть за убитого щенка) была обставлена с пафосом, в «Балерине» основа истории гораздо прямолинейнее. Это классическая месть, с мыслями о которой персонаж растёт с самого детства. Жизнь Евы Макарро остановилась, когда убили её отца. Девушка не собирается глушить боль, она жаждет распалять её с помощью выслеживания обидчиков.

Ана де Армас — убедительна в этой роли, поэтому за ней не устаёшь наблюдать все два часа. Её героиня убийственно красива, смертельно опасна и по-киношному зла, из-за чего в безудержную жажду крови Евы верится, хоть и с трудом. «Джон Уик» всегда был сюрреалистичной сказкой о сверхубийцах, способных в одиночку уничтожать целые армии, и «Балерина» не отходит от стиля франшизы. Казалось бы, на фоне Киану Ривза с его классическим покерфейсом хрупкая девушка будет смотреться менее выразительно, но за счёт внутреннего огня Армас Ева походит на мстительную фурию, которая действительно может обезвредить толпу обученных убийц. Своих фишек, которые бы выгодно подчеркнули достоинства героини на фоне Джона Уика, слегка недостаёт, но фильм предполагает развитие Макарроу в будущих проектах. Так что пока наблюдаем со стороны, как балерина-киллер строит свою судьбу внутри большой вселенной.
Второстепенные герои показывают себя с лучших сторон, но меньшего от звезд вроде Нормана Ридуса, Иэна Макшейна, Анжелики Хьюстон и особенно Киану Ривза не ждёшь. Последний появляется ближе к финалу и не просто напоминает о том, чьё имя стоит во главе франшизы, но и развеивает атмосферу «я всё сама», потому что приходит на выручку главной героине. Уик своим примером показывает Макарроу, что её ждёт дальше и от какой жизни нужно бежать со всех ног уже сейчас. Возможно, в пятой части мы увидим чуть больше их взаимодействия, хотя чувствуется, что всем приложившим руку к франшизе хочется отправить старичка Киану отдыхать.


Особое внимание в таких фильмах уделяется боевым сценам. И здесь «Балерина» старается играть на том же поле, что и её предшественник. Бои поставлены с любовью к телесности и четкости кадра. Постановщики не боятся показывать мерзкие детали, сопутствующие убийствам: торчащие из тела осколки стекла, лужи крови после взрыва гранаты и выбитые суставы. Особенно эффектно выглядят сцены при дневном свете и вне помещений — то, чего в «Джоне Уике» практически не было. Попытка наконец вывести героев из «подполья» хотя бы визуально освежает ленту и показывает, в какую сторону постановщики будут смотреть в ближайших проектах.


«Балерина» не стремится быть чем-то большим, чем двухчасовое эскапистское зрелище. Фильм не ломает каноны, не выходит за границы установленного, но пробует рассказать новую историю в знакомом антураже. Возможно, это и правильно: вселенная «Джона Уика» пока не готова к масштабным изменениям. Фанатам франшизы «Балерина» даст то, за чем они пришли — красивые бои, оправданный тег «гг имба» и знакомые лица в любимых образах. В эпоху, когда киновселенные рушатся одна за другой, фильм, способный органично встроиться в уже существующий мир и не развалиться под собственным весом, приятная неожиданность.
