В конце лета на Apple TV+ стартовал сериал «Плохая обезьяна» (Bad Monkey) — криминальная комедия Билла Лоуренса, автора «Клиники», «Терапии» и «Теда Лассо». Главную роль в проекте исполнил Винс Вон — и, пожалуй, это одна из лучших работ актёра. Рассказываем, почему «Плохая обезьяна» одновременно отталкивает и заставляет томиться в ожидании следующих серий.
Полицейский Эндрю Йенси (Винс Вон) успел хорошенько напортачить: его уволили из полиции Майами, а после отстранили от службы в Ки-Уэсте, где герой пытался начать жизнь с чистого листа. Южная Флорида — место дикой природы: олени гуляют возле жилых домов, а улицы освещают исключительно красные фонари, чтобы черепашки не перепутали их с луной и не погибли. Неожиданно умиротворённую обстановку нарушает известие: неподалёку вместо рыбы турист выуживает отрубленную человеческую руку с выставленным средним пальцем.
Йенси приходит распоряжение от начальства — первым делом отвести конечность судмедэксперту, а следом избавиться от неё. Однако детектив не из тех, кто уничтожает улики. Приняв решение окончательно испортить себе карьеру а, может быть, и жизнь, он устраивает незаконное расследование. Помогать Эндрю докапываться до правды будет Роза (Натали Мартинес) — патологоанатом Майами, вверяющая свою судьбу малознакомому человеку, не страшась увольнения. Противостоять персонажам будет целая толпа: сначала некая блондинка Ив (Мередит Хагнер), опознавшая руку мужа, а после — целая правоохранительная система.
В основе «Плохой обезьяны» — одноимённый бестселлер Карла Хайасена, любящего помещать героев произведений в родную Флориду. Сериал разделён на две части: параллельно с историей Йенси авторы рассказывают о судьбе парня Невилла (Рональд Пит) на Багамах, родительский дом которого подвергается сносу под флагом нового застройщика. Истории связывает уже упомянутая Ив, стремящаяся построить на острове отель с новым бойфрендом. Таким образом, Йенси и Невилл борются за одну правду, пусть и в разных уголках Земли. За счёт разделения истории и драматургического приумножения появляется динамика — хочется побыстрей узнать, где же подвох. Однако удачную тактику на корню рубит закадровый голос, вставляющий ремарки в качестве анонимного рассказчика.
Прежде всего в проекте привлекает соло Винса Вона, который лишь второй раз после «Настоящего детектива» исполняет большую роль в сериальном формате. Коллеги тоже не уступают: Мишель Монахэн играет замужнюю любовницу Йенси, прячущую от мира огромную тайну, а Рональд Пит — неимущего парня, пытающегося любыми средствами наказать обидчиков. Самым бесячим персонажем оказывается Ив в исполнении Мередит Хагнер, за что ей хочется выразить уважение: от её истеричных визгов действительно воротит. В сериале появляется и Зак Брафф — любимый актёр Лоуренса. Спойлерить не будем. Скажем только, что роль небольшая — на удивление.
Одновременно «Плохая обезьяна» цепляет ненавязчивым и слегка разгильдяйским тоном повествования. Убийства и отрубленные конечности разбавляются болтовнёй и иронией Йенси. Комедия слегка перевешивает детектив. Получается некая насмешка над жанром с его таинственной атмосферой и вычислением убийцы. Однако местами персонаж Винса Вона перегибает палку и уходит в словесный отрыв, утомляя зрителя. Так, в первых двух сериях он вообще не затыкается, из-за чего по началу сомневаешься, стоит ли продолжать сериал. Главное — пересилить себя, дальше сюжет пойдёт бодро.
Детективная часть держится изрядно: нам то и дело подкидывают новые убийства и зацепки, а каждый фигурант дела оказывается подозрительнее предыдущего. При этом зритель сразу идентифицирует злодеев, однако предугадать плот-твисты не может. Эндрю Йенси — настоящий нуарный сыщик, который вместо дождливого и серого Нью-Йорка оказался на побережье Флориды, попивая пиво на лежаке. Сценаристам удаётся довольно удачно раскрывать героев, кропотливо уделяя внимание каждому. Но без перебарщиваний, конечно же, не обходится. Порой слишком второстепенные линии занимают достаточно хронометража и рассказывают параллельные истории о колдунах и ведущих погоды, отчего волей-неволей начинаешь закатывать глаза. Однако работы Билла Лоуренса всегда отличались внимательностью к исследованию архетипов. «Плохая обезьяна» — не исключение.
На фоне всех проектов мастера сериал отличается жестокостью. Хотя нельзя сказать, что она фатальна. Просто раньше продюсер не уделял столько внимания кровище. Команда отказывается от ярких и харизматических злодеев, делая их ограниченными людьми, которые способны добиться желаемого лишь через слабость — махинации, ложь и убийства. Нарочитое отсутствие мурашек по коже съёмочная группа компенсирует сальными шутками и комедией абсурда — например, на протяжении целого сезона Йенси сражается с риэлтором, чтобы тот не продал дом по соседству. Причём борется способами из игры «Как достать соседа».
За чередой убийств Билл Лоуренс прячет идею о сохранении экосистемы, ведь негодяями оказываются люди, присягнувшие на дары природы ради прибыли. «Плохая обезьяна» — проходной сериал, который поможет скоротать одинокий вечер. Местами смешно, местами затягивающе, но не более. Рассматривайте проект как крутую роль Винса Вона — и будет вам счастье. А ещё берегите черепашек.