Где-то там вышло продолжение долгостроя Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды» (Avatar: The way of water). С релиза самого успешного (по сборам) фильма в истории человечества прошло 13 лет, многое успело измениться. Например, только усилился спрос на кино, которое кидает спецэффектную пыль в глаза, а насчёт истории не заморачивается. «Аватар» (да и Кэмерон отчасти) как раз из этого лагеря, и на примере сиквела можно собрать признаки фильма, которому для успеха не нужен сильный сюжет.
Вспоминашки
Ближе к выходу сиквела многие кинулись пересматривать оригинал и вспоминать — было ли там что-то интересное или нет. В случае «Аватара» оказалось, что люди мало что помнят из первого фильма, помимо его исторической значимости, бокс-офиса и красивой графики. Собственно, там и помнить нечего: персонажи были стереотипные и туповатые, а сюжет прямолинейный и банальный а-ля «Покахонтас». Это одна из причин, почему Кэмерон решил не заморачиваться: если первый фильм без сильного сюжета улетел в денежную стратосферу, он не нужен и во втором. «Аватар» на себе тащили Пандора и знакомство с её миром, и вернуться туда оказалось стоящей затеей.
Повторюшки
«Путь воды» строится по той же схеме, что и предшественник: нам показывают привычный мир (в первой части — Земля, во второй — леса Пандоры), знакомят с новым (леса; океан), а потом приходят плохие люди, и местным нужно сражаться с ними в большой финальной битве. Только вот масштабы заметно уменьшились, битва далеко не финальная, а фильм стал более личным и сфокусировался на персонажах. Очень удобно оказалось, что главные герои — те же самые, что и в первой части. Кэмерон даже воскресил злодея полковника Куоритча, чтобы не заморачиваться с созданием второго и не придумывать новый центральный конфликт.
Поэтому и не нужен сюжет: главных героев мы знаем; о том, что люди плохие, знаем; о том, как Куоритч ненавидит Джейка Салли знаем; о том, как На’Ви любят Пандору, знаем; о ценных ресурсах знаем и т.д. Приключение началось в первом фильме, то есть завязка тоже не нужна, а продолжится в следующих, что убирает необходимость в концовке. Как говорят в фильме: «Путь воды не имеет ни начала, ни конца». Важно было только найти середину и наполнить её, только вот и в ней сюжет оказался не нужен.
Лёгкий перезапуск
13 лет — большой перерыв для франшизы, особенно если учитывать её полную оригинальность и состав (один фильм и только). Кэмерон планирует растянуть «Аватара» до пяти частей — третья уже в снимается, а сценарий четвёртой недавно согласовала студия. С его стороны было бы глупо ждать, что народ и хорошо помнит мир Пандоры, и не потерял интерес к большой истории столкновения человечества и На’Ви. Поэтому режиссёр решил, что франшизе нужен лёгкий перезапуск, повторение уже пройденного для укрепление фундамента.
Помимо переезда в новую локацию фокус сместился на следующее поколение: трёх родных детей Джейка и Нейтири и двух приёмных — дочери героини Сигурни Уивер Грейс (она сыграла обе роли) и сына полковника Куоритча, которого оставили на Пандоре в ходе эвакуации в конце первого фильма. «Путь воды» сделан, чтобы познакомить нас именно с ними. Даже старые персонажи из оригинала по большей части служат декорациями для своих детей, хотя может показаться, что наоборот — дети существуют, чтобы родителям было чем заняться (например, их спасением).
Кэмерон в фильме занимается расстановкой шахматных фигур для дальнейших сиквелов — сыну Джейка суждено стать вождём На’Ви, молодая версия Сигурни Уивер идёт по пути жрицы, а из сына полковника получится неоднозначный злодей. Только вот их приключение ещё далёко от начала, им нужно сформироваться. У детей есть удобная особенность: обычно не они двигают сюжет, а сюжет происходит с ними. Им не нужно придумывать драму и повороты: если поместить их на Пандору, приключения найдут их сами.
Смещение фокуса
Пандора как была главной героиней франшизы, так ей и осталась. Кэмерон гордится земноподобным миром, который придумал ещё в школе и только ждал возможности снова пригласить зрителей в своё воображение. По большей части режиссёр занимается ворлдбилдингом: в первой части он построил сушу и воздух Пандоры, а теперь пришла очередь совершенно новой экосистемы. В океанах полно нюансов: от иного строения местных На’Ви до своры новых видов животных и растений. Когда у тебя в руках такой богатый, пульсирующий мир, ему не нужен сюжет — жизнь, как говорится, найдёт путь (воды).
С другой стороны у Пандоры есть нарратив — это желанный мир, который находится под угрозой уничтожения жадными людьми. Кэмерон умышленно поместил экологию в фокус: как говорит сам режиссёр, он хочет попробовать вдолбить публике ценность природы настойчивым потоком историй о том, к чему приводит пренебрежительное отношение к окружающей среде. Плюс, это знакомый всем людям нарратив, наш мир тоже умирает и наши потребности также ненасытны. Поэтому франшизе и не нужно тратить время на объяснения, почему люди плохие и зачем им ресурсы.
Графика
«Путь воды», как и предшественник, во многом существует, чтобы показать новые вершины компьютерной графики — такой чекпоинт развития индустрии. Почему в фильме, сделанном как шоукейс технологий, не нужен сюжет, понятно. Удивительно то, что это работает. Например, в 2009 году многие жаловались на эффект «зловещей долины», который мешал нормально смотреть кино — в частности обвиняли губы персонажей, которые двигались неестественно. В продолжении ротовая анимация просто поражает: порой за реалистичными движениями губ не слышно, что герои говорят — настолько увлекательно это выглядит.
На’Ви стали более реалистичными, особенно по части кожного покрова. Животный мир всё также восхищает: иногда кажется, что Кэмерон в своих реальных подводных экспедициях нашёл новые виды, которые держал в тайне, чтобы показать миру в фильме. Если вы пересмотрите «Аватар» сейчас, в глаза будет бросаться компьютерность анимации, особенно животных, но в «Пути воды» всё выглядит реалистичней некуда. Хотя так же мы думали в 2009 году.
Функциональное кино
«Аватар: Путь воды» в каком-то смысле — кино своего жанра. Мы бы назвали его функциональным фильмом, потому что у него есть чёткие функции и он их выполняет. Сиквел нужен, чтобы напомнить людям о франшизе и подготовить фундамент для путешествия дальше. Фильм нужен, чтобы донести до зрителей важность экологии, о которой так сильно парится Кэмерон. «Аватар» нужен, чтобы провести графический эксперимент и подстегнуть индустрию — во второй части, например, захват движений актёров впервые осуществлялся под водой.
Важнейшая функция «Пути воды» — развлечь зрителя. Это то самое кино-аттракцион, которое в контексте киновселенной Marvel ругает Мартин Скорсезе. В таких случаях сюжет далеко не на первом месте: вспомнить тот же «Годзилла против Конга», где в истории был полный конспирологический хаос, служивший декорацией для битвы больших монстряков. «Тихоокеанский рубеж», «Джон Уик», «Падение Луны» — все эти фильмы созданы, чтобы развлекать и показывать «классные штуки», а сильный сюжет в таких случаях только перетягивает одеяло.
Кэмерон — режиссёр, который создаёт фильмы от обратного: он знает, что конкретно он хочет показать, а дальше уже придумывает, как это сделать. Тот же «Терминатор» появился, потому что Джеймсу приснился робот, с которого слезла кожа, и нужно было придумать историю, в которой это случится. «Путь воды» целиком и полностью работает на осуществление задумок Кэмерона, поэтому там так легко разглядеть, чего именно добивался режиссёр. А он, кажется, просто хотел снять второй «Титаник». И для этого сюжет совсем не нужен.