Пришло время прощаться с киновселенной DC… Фильм «Аквамен и потерянное царство» (Aquaman and the Lost Kingdom), вышедший в мировой прокат 22 декабря 2023 года, мог бы побить рекорд миллиардных сборов предшественника и стать лебединой песнью неудачливого конкурента MCU перед попаданием в руки Джеймса Ганна, но и тут всё пошло наперекосяк. Поставить красивую точку в многострадальной истории повелителю Атлантиды не удалось (критикам картина не понравилась), зато у сиквела получилось неплохо поработать над ошибками первой части.
По сюжету, суперзлодей Чёрная Манта, движимый желанием отомстить Аквамену, находит расколотый трезубец, который дарует ему тёмные силы. Бывший хозяин артефакта порабощает душу наёмника и с помощью токсичного топлива атлантов пытается уничтожить мир. Артур Карри же тем временем пытается совмещать титул правителя с ролью отца. Когда герой понимает, что самостоятельно с Мантой ему не справиться, он освобождает своего деспотичного брата Орма из тюрьмы и вместе с ним пытается превратить «Аквамена 2» в бадди-муви.
В «Потерянном царстве» говорящему с рыбами больше не приходится косплеить Человека-паука MCU. После дебюта в супергеройском капустнике «Лига справедливости» герою нужно было перелезть в собственный фильм, хаотично прыгающий между ориджином и историей из разряда «он уже знает, что к чему». Если «Дружелюбного соседа» когда-то спас статус одного из самых популярных персонажей поп-культуры и две киношных версии за плечами, то для Артура Карри всё сработало не так гладко, ведь долгая экспозиция сбивала темп. В сиквеле же герой наконец-то может сфокусироваться на полноценном приключении без пересказа биографии (хоть в начале и вспоминают ленту пятилетней давности с кадрами из неё же).
Долго знакомить зрителя с устройством мира глубин и лором Атлантиды тоже не требуется, поэтому создатели дают волю фантазии. На смену стерильному королевству, безжизненной пустыне и… Италии пришли морская база местных законников (с собственным рыбьим Джаббой Хаттом), радиоактивный остров с мутантами-насекомыми и замёрзшая крепость водоплавающей нежити в духе обиталища Короля-лича из World of Warcraft. Даже пустующую Сахару из первой части в этот раз населили жуткими мумиями с ручными червями на ножках.
Может, сюжет, диалоги и арки персонажей и не блещут креативом, зато окружение подкидывает кучу развлекающих зрителя противников и опасностей в лучших традициях видеоигр. Сценаристы как будто окончательно перестают стесняться комиксовости происходящего. Теперь приспешники злодея носят одинаковые миньоновские костюмы, секретные логова располагаются под зелёными вулканами, а бестиарий пополняется всевозможными акулолюдами, гигантскими крысами и зомби-кальмарами.
Но все эти плюсы кажутся таковыми лишь на фоне скучной первой части и последних провалов вроде «Чёрного Адама» и «Флэша». В отрыве от киновселенной-Франкенштейна — «Аквамен и потерянное царство» вторичная супергероика с улетающими в пустоту ванлайнерами, не самой выдающейся графикой и списанным у «Чёрной пантеры» месседжем «надо строить мосты, а не стены».
В «Потерянном царстве» режиссёр Джеймс Ван фокусируется на истории Аквамена: не распихивает камео Бэтмена и Чудо-женщины по фильму и не намекает на существование мультивёрса DC. Так что на красивое прощание с рождённой Заком Снайдером киновселенной картина не тянет, ведь так просто совпало из-за отмены релизов и перестановок в Warner Bros. Однако что-то поэтичное в этом есть — когда мир разваливается по независящим от тебя причинам, не стоит идти на огромные жертвы в попытках спасти его, но можно сфокусироваться на собственных недостатках и попытаться стать лучшей версией самого себя. Может, именно этот подход поможет Джейсону Момоа и съёмочной группе вернуться с триквелом уже под началом Джеймса Ганна? Но на перерождение актёра в байкера Лобо мы тоже согласны!