В прокат 16 декабря вышел «Оленьи рога» (Antlers), новый фильм ужасов, спродюсированный Гильермо дель Торо, про мальчика, дом которого скрывает жуткую тайну. В режиссёрском кресле — Скотт Купер («Чёрная месса»), в главных ролях — Кери Рассел («Август Раш»), Джесси Племонс («Во все тяжкие») и Грэм Грин («Танцующий с волками»). Кинокритик Иван Афанасьев взял фильм за рога и разобрался с ним без жалости и предварительных ласк.
В маленький захолустный городок в Орегоне возвращается Джулия — в детстве она бежала отсюда из-за сумасшедшего отца. Неудивительно, что в младшем классе, который ей вручили в местной школе, глаз травмированной женщины сразу замечает Лукаса. Это худой, грязный и просто несчастный всем своим видом мальчишка, которого донимают одноклассники. Задав ученикам сочинить сказку, Джулия на следующий день слушает, как главный аутсайдер школы рассказывает историю о трёх медведях, в одном из которых поселилась тьма. Понимая, что дело нечисто и мальчик явно не просто так выглядит таким затюканным, она решает узнать побольше о его семье. В то же время в округе начинают находить обглоданных людей, а местный коренной житель говорит об индейском проклятии, что лежит на этой земле.
К «Оленьим рогам» приложили руку три крупных специалиста по всяческой жути. Продюсер фильма Гильермо дель Торо в представлении, думаю, не нуждается. Ник Антоска — писатель и сценарист, ответственный за сериал-антологию «Нулевой канал», знаковое произведение для любителей всяческой крипоты, а также «Ганнибала» и, например, «Новый вишнёвый вкус»; собственно, по его рассказу «Тихоня» и снят фильм. Наконец, режиссёр фильма Скотт Купер — знаток фильмов про мрачные стороны человеческой жизни: даже в его кантри-драме «Сумасшедшее сердце» была тяжёлая романтика «среднего Запада» США, что уж говорить про пропитанные безысходностью «Недруги», «Из пекла» и «Чёрную мессу». Короче говоря, компания собралась что надо для сверхъестественного хоррора про страшную хрень из индейских легенд. Проблема в том, что сам фильм временами тоже получился страшной хренью.
Грубовато, но это, к сожалению, именно так. «Оленьи рога» вполне укладывается в рамки столь любимых дель Торо ужастиков с поэтическими метафорами: тут что ни персонаж, то обязательно с какой-нибудь душевной травмой, дети служат взрослым объектами сексуального насилия и контейнерами для наркоты, которой едва не пропитана здешняя земля, а потрясающей красоты пейзажи таят в себе скрытое зло. Все эти завихрения, правда, нужны лишь для создания специфической атмосферы кромешной безысходности, которая через некоторое время превращается в густой, наваристый штамп. От которого хочется куда-то сбежать, но хтонь буквально укутывает в себя, как в тёплое одеяльце из человеческой кожи. Всё понятно, всё очень серьёзно, мы живём на земле мёртвых, ядом смерти пропитаны с ног до макушки — Стивен Кинг, выйди уже из чата, и кота с собой забери.
На самом деле, это было бы даже и ничего; в конце концов, хоррор — жанр по своей природе манипулятивный, и нагнетание чернухи тоже вполне себе рабочий приём. Проблема в том, что больше в фильме практически ничего нет, не считая, опять-таки, совершенно невероятной операторской работы, которая превращает это нагромождение страшилок в галерею фантастической красоты образов. Вообще, художники поработали на славу, чего не скажешь о сценаристах. Фирменный «криповый» стиль Антоски утонул в ремесленном почерке Купера и слегка графоманской драматургии сценариста «Дома с прислугой» Генри Чейссона. В итоге кино превращается в парад банальностей: кто рвёт и жрёт людей, становится ясно любому человеку, хоть немного знакомому с жанром. Но обязательное финальное «сражение» с поганой тварью, именно что в кавычках, выглядит ещё смешнее и нелепее, чем схватка с Пеннивайзом из второй части «Оно». Сама страхолюдина, кстати, нарисована неплохо, но, мягко говоря, оригинальностью не блещет.
Единственное, что может хоть как-то спасти положение — самоотверженная актёрская игра прекрасной Кери Рассел в роли Джулии, которая купается в этом образе с явным удовольствием. Да, актёры часто видят в сценарии больше, чем мы, обычные зрители. Для них это часто возможность, для нас же — мучение. Проблема «Оленьих рогов» в том, что фильм не только сыплет трюизмами, но ещё и делает это с какой-то совершенно вымученной интонацией. В итоге, как бы полегче сказать, смотреть это... тяжело, с расчётом получить от этого ещё хоть какое-то удовольствие. Что тут скажешь: наставили рога!