Ровно 25 лет назад в кинотеатрах появился фильм «Анаконда» (Anaconda) режиссёра Луиса Льоса. История о встрече документалистов на Амазонке с гигантской змеёй-людоедом получила в основном негативные отзывы от критиков. Но как это часто бывает, обычным зрителям фильм понравился и даже со временем приобрёл культовый статус. Давайте разбираться, за что фанаты полюбили историю о грозном хищнике из Южной Америки.
Сюжет фильма при всей его простоте не был слишком уж банальным: съёмочная группа документалистов отправилась на барже по реке вглубь джунглей чтобы заснять загадочное племя индейцев. По пути они спасли из затонувшей лодки незнакомца, одержимого идеей поймать живую анаконду. Постепенно герои понимают, что их решили использовать в качестве приманки и заманивают в самое логово змеи. Выходит, что противостояние тут на трёх уровнях: люди против анаконды, охотник против змеи и, собственно, люди против обезумевшего незнакомца. Это уже какой-то уроборос, вам не кажется?
«Анаконда» — кино очень противоречивое. Columbia Pictures с ним попала в тренд любви к зооужасам (фильмам, где люди противостоят дикому животному) и сняла картину, которая при бюджете в 45 млн $ собрала 136. Это породило целую серию сиквелов (к которым уже не имел никакого отношения ни Луис Льоса, ни кто-либо из каста оригинального фильма). Апогеем стала картина «Озеро страха: Анаконда», в которой горстка выживших-неудачников одновременно противостояла гигантской змее и крокодилу-переростку из серии хорроров Lake Placid.
Если смотреть «Анаконду» в 2022 году, то поражает актёрский состав фильма: главного антагониста сыграл оскароносный Джон Войт («Враг государства», «Сокровище нации»), а противостоит ему команда из Дженнифер Лопес (это одна из ранних ролей актрисы и певицы), рэпера Айс Кьюба, Джонатана Хайда («Джуманджи», «Мумия»), Оуэна Уилсона (звезда «Шанхайского полдня» и «Полночи в Париже» тоже был ещё лишь начинающим актёром на съёмках «Анаконды») и Эрика Штольца. А ещё в фильме есть камео Дэнни Трехо. Неплохой состав, да?
Но всё же в жанре зоосужасов главное не актёры, исполняющие роли, а экстремальные условия, где человек противостоит дикой природе, опускаясь до своих примитивных инстинктов выживания. Об этом и рассказывает «Анаконда» — фильм представляет любопытную борьбу человека с хладнокровным хищником. Вот только змея убивает ради пропитания, а герой Джона Войта — из необходимости. В его персонаже зритель видит всё худшее, что способен проявить человек в моменты первородного страха — он манипулирует другими, жертвует ими, рискует всеми и собой ради единственной цели победить дикое животное, доказать, что человек властен над природой (и в какой-то мере над здравым смыслом). При этом у героя даже нет полного плана, что делать с пойманной змеёй, — ему важен сам факт победы над хищником. И Войт отлично отыгрывает своего героя, помешавшегося на охоте настолько, что он уже не осознаёт никаких границ. И заметьте — мы обошлись без шуток о том, что он жаждет обуздать своего змея.
Фильм много критиковали. Больше всего досталось «Анаконде» от «Золотой малины». Они вручили картине целую пачку «наград»: худший фильм, худший сценарий, худший режиссёр, худшая мужская роль (у главного злодея), но самый ироничный из всех этих титулов — «Худшая экранная пара» (Джон Войт и анимированная анаконда). Фанаты фильма и жанра не соглашались с критиками и смотрели фильм в кино и в видеосалонах. Это принесло «Анаконде» популярность и с годами статус классики. Сегодня, если вы поищите лучшие фильмы в жанре зооужасов, то в подборках наверняка найдёте «Анаконду» Луиса Льосы. Идеальным кино, конечно, не становится и спустя годы всё же смотрится наивно, но съёмки на натуре впечатляют.
К созданию самой анаконды, кстати, подошли серьёзно. Компания Edge разработала две механические модели-аниматроника длиной 12 метров, а в некоторых сценах змея была анимирована с помощью спецэффектов. При этом фильм, что называется, «хорошо состарился». Змея выглядит натурально в большинстве сцен и сцены с механическим неспешным животным пугают лучше резких анимированных.
Напоследок хочется напомнить слоган фильма: «Вы не сможете кричать, если нечем дышать». Здесь отлично обыграли то, как змеи ловят своих жертв — опутывая и сдавливая, пока у добычи не будут сломаны лёгкие. Повадки анаконды в фильме, кстати, представлены довольно реалистично, что лишь подогревает интерес при просмотре и, как и многие фильмы в жанре зооужасов, создаёт в голове новую фобию, предупреждающую, что лучше держаться от диких рек подальше.