В статье об ужасах в комиксах по «Звёздным войнам» я упомянул, как сильно различается подход франшиз Star Wars и Aliens к изображению контакта людей с инопланетной жизнью. Показывать весь ужас подобной встречи у «Чужих» получается лучше. При этом, приёмы и посылы из фильмов отлично ложатся на страницы комиксов. Ниже я перечислю ряд работ, которым удалось уловить дух оригинальных кинокартин и чем они примечательны.
Буду честным, поэтому недостатки работ тоже отмечу. Но каждый комикс из списка я прочёл и могу рекомендовать.
Aliens: Salvation (1993)
Дэйв Гиббонс и Майк Миньола
Знаете, что общего у Ридли Скотта и Майка Миньолы? Оба используют густые тени, благодаря которым монстра никогда не видно полностью. Так воображение работает активнее, возникает неподдельный интерес: «тварь жуткая, но я хочу узнать, как она выглядит». Итог: аудитория сильнее погружается в происходящее.
А теперь представьте, что Миньола рисует комикс по вселенной, созданной Ридли Скоттом. Нужно ли говорить, что буквально каждая панель становится выразительней и затягивает сильнее из-за стиля художника?
Со сценарным аспектом не всё так просто. У Дэйва Гиббонса получились персонажи и на пару с художником у тандема вышло несколько сильных сцен. Авторы хорошо передали стресс, истощение и проделки дающего сбой человеческого мозга.
Но вот сам сюжет вышел довольно примитивным. Да, общие тропы есть у большей части историй о чужих (конфликтующая из-за стресса команда корабля, вызывающий подозрения андроид, проделки компании и т.д.). Однако когда другие авторы стараются их развивать и/или переосмыслять, у Гиббонса всё довольно бесхитростно. Ну и корабельный повар, кладущий пришельцев пачками — это, на мой взгляд, перебор.
Salvation скорее хорош: достоинств у него больше, чем недостатков. Главное — умерить ожидания в отношении сюжета, и получится отличное чтиво в качестве перерыва между более масштабными историями.
Aliens: Dead Orbit (2018)
Джеймс Стоко
Сольный проект сценариста и художника Джеймса Стоко выделяется рядом запоминающихся моментов.
Как таковых чужих в комиксе немного: принцип, принёсший успех первому фильму «качество > количество» на месте, как и все приходящие с ним положительные моменты. Мы чаще видим реакцию людей на возникшую ситуацию и результаты деятельности тварей (чего только стоит кадр, на котором нам впервые намекают, что с кораблём что-то не так), а не самих тварей. Благодаря этому каждое появление ксеноморфа — внезапное, значимое и запоминающееся. В оставшееся время развиваются межличностные конфликты персонажей, нарастает напряжение, появляется коллективный психоз.
Леттеринг здесь такой же инструмент повествования, как цвет или карандаш: лишний раз напоминает почему чужие в формате комикса заслуживают внимания. Облака вместе с текстом внутри меняют форму и размеры, передавая «громкость» реплик, психическое состояние персонажей. В работе есть страница, где с помощью леттеринга автор смог показать распространение звука.
Комикс, вставая в ряд с фильмами «Чужой» (1979) и «Чужой: Завет» (2017), окончательно убеждает, что главный троп фильма: «весь кошмар начался с пренебрежения требованиями к безопасности» — это не просто частный случай глупости хоррор-персонажей, но и своеобразная фишка франшизы и один из её «месседжей», наряду с «экстремальные обстоятельства показывают истинную природу людей».
Один из моих любимых моментов в мини-серии, когда в одной сцене персонажи произносят: «Только колонии фронтира используют юань» и «Я слышал, у них вспышка холеры». Это мастер-класс как за одну панельку «приземлить» сеттинг, напомнив, что при всей «сай-файности» происходящего, мы смотрим на людей со знакомым нам культурным и социальным бэкграундом. Это сближает читателя и персонажей и немного расширяет сюжетное пространство — ещё одна польза от работ по «Чужим» в других медиумах.
В сюжете «Орбиты» есть две линии: актуальная и «не так давно в прошлом». В какой-то момент они идут параллельно, и у автора даже выходит несколько повествовательных рифм. Наконец, этот комикс — хороший пример того, как тайминг и подача событий способны компенсировать отсутствие саундтрека у читаемой на бумаге истории. Настолько хорошо переносится динамика и настроение сцен.
В комиксе есть сразу несколько моментов, где довольно стандартные сцены для кинофраншизы (например, вырывающийся из груди новорожденный чужой) Стоко смог усилить с помощью инструментов комиксного визуала. Уже ради таких моментов лимитка стоит потраченного на неё времени. Джеймс в принципе мастерски владеет настроением в кадре, даже в немых сценах передавая, например, напряжение.
William Gibson's Alien 3 (2019)
Джонни Кристмас
Сделаем небольшое отвлечение и упомянем пару работ, тесно связанных с фильмами. В частности, крупнейший комикс-портал CBR.com в топ хорроров 2019-го года внёс Alien 3 — комикс-адаптацию сценария Уильяма Гибсона. В своё время студия отвергла его в пользу варианта, который в итоге появился на экранах. Здесь Рипли на протяжении всей истории лежит в коме, а вот засветившиеся во второй части старший капрал Хикс и андроид Бишоп вынуждены спасать космическую станцию, оказавшуюся в центре политического конфликта.
Джонни Кристмас адаптировал упомянутый сценарий в слишком упрощённом варианте: повествование даже внутри одной страницы вышло очень рваным. Между сценами нет никакой «соединительной материи», а панели построены так, что не передают длительности происходящего. Чтение комикса превращается в просмотр слайд-шоу из референсов для фильма, поэтому напряжения при чтении не возникает.
Но есть и хорошее: персонажи и отсутствие затяжных пауз между пугающими сегментами. Разумеется, я не защищаю компиляцию скримеров, в которые в последние годы превратились хорроры, но 20 страниц от испуга до испуга — это другая крайность, ничуть не лучше.
Похвалы достойны попытки Гибсона добавить собственную разновидность чужих, проталкивающую произведение ещё дальше в сегмент боди-хоррора, и раскрыть через историю посылы вроде: «наши конфликты меркнут на фоне вселенной» и «вместе мы выстоим, порознь падём».
Проблемы есть как у исходного сценария, (выкинуть из сюжета главную героиню, держащую на себе франшизу? Серьёзно?), и у его адаптации. Однако если вы фанат вселенной, ознакомиться с работой стоит.
Aliens: Newtʼs Tale (1992)
Майк Ричардсон и Джим Самервиль
«История Ньют» — это комикс-адаптация второго фильма «Чужие», но не простая. По ходу чтения я ворчал, что только что потратил время на произведение, которое уже видел, только теперь разбитое на комиксные панели. Однако переведя дух отметил две важные вещи:
1) Качественно перенести фильм на страницы комикса довольно трудно. Например, в комикс-адаптации «Изгоя-один» художник не справился с передачей времени через рисунок, и целый ряд сцен не совпал по продолжительности с экранными. Эти факторы портили темп повествования, мешали восприятию сюжета и усложняли чтение. Здесь такой проблемы я не заметил. И это плюс.
2) Первые 35 страниц комикса (из 100) всё равно рассказывают новую уникальную историю. Начало сюжета вы могли видеть в Aliens Special Edition, специальной версии «Чужих» Кэмерона — глазами родителей Ньют (маленькой девочки, жившей на базе, куда прибыла Рипли в начале фильма), показано обнаружение корабля инженеров (древней расы, связанной с чужими). В комиксе инцидент показан глазами Ньют, раскрываются события происходившие с семьёй до прибытия Рипли.
Работает история по характерному для франшизы замыслу: группа неподготовленных людей, запертая с опасной инопланетной тварью в ограниченном пространстве, сражается за выживание. Вот только тварей много, и бороться с ними некому: солдат с оружием нет, а вместо опытной Рипли здесь мама Ньют Анна Джордан, никогда не видевшая Чужих. И именно в этой детали заключается ценность истории.
Как вы, возможно, помните, в сиквеле новой темой для персонажа Сигурни Уивер стало материнство. В начале фильма мы узнаём, что пока героиня была в заморозке, на Земле умерла её дочь. В середине картины Рипли получает второй шанс, когда судьба сводит её с девочкой Ньют. В конце мы наблюдаем дуэль двух матерей — королевы Чужих и главной героини. Каждая сражается за своё потомство. Поэтично.
В этой же истории нам показывают биологическую мать той маленькой девочки. Да, у неё те же потребности, что у Рипли (в какой-то момент, когда она просит оружие у бойца, читатель может подумать, что она повторит её путь). Однако если последнюю столкновение с монстрами сделало воительницей, защищающей своего ребёнка, Анна постепенно сдаёт из-за стресса, вызванного ухудшающимся положением. Начинается всё с мелкой лжи детям, чтобы их успокоить, а заканчивается попыткой в панике их пристрелить, чтобы они не достались монстрам. Благо, впавшую в ступор маму удаётся отговорить.
Если хорошо помните фильм, остальная часть комикса может не представлять для вас ценности, а вот описанный выше пролог, пожалуй, стоит прочесть всем: показанный контраст двух матерей, Джордан и Рипли, может дополнить ваше восприятие одного из лучших сиквелов в кинематографе.
Aliens: Genocide (1991) и Aliens: Harvest (1992)
Майк Ричардсон, Джон Аркуди и Дэймон Уилис / Джерри Проссер и Келли Джонс
Авторы комиксов, адаптируя богатую вселенную «Чужих», извлекли из неё много удачных концептов. Создатели не только поднимают в своих работах новые социальные темы (как поднимали изнасилование, материнство и эпидемию ВИЧ оригинальные фильмы) в рамках сеттинга, но и активно его развивают, отвечая на вопросы, оставленные в кино. Комиксы предоставляют возможность больше узнать о биологии чужих и посмотреть, как изменилась жизнь на Земле, пережившей нападение ксеноморфов.
Ряд из упомянутых выше концептов даже прорабатывался больше одного раза в различных комиксах. Взять, например, экспедицию на планету чужих, совершаемую, чтобы достать желе, производимое их королевой: из субстанции можно изготовить «Ксено-Зип» — очень мощный наркотик. В сюжетах про него часто идёт подтема кошмаров, на которые людей и общество толкают изменяющие состояние вещества.
Первым таким сюжетом был Genocide — светлый боевик, где из чудо-желе военные хотят получить боевой стимулятор. Как и в первоисточнике, меняющим всё испытанием в арке главного героя становится операция, связанная с чужими. Комикс может похвастаться неожиданной проработанностью второстепенных персонажей, а угадываемый сюжетный поворот всё равно интересно увидеть.
Комикс хорош уже потому, что даёт посмотреть как выглядит восстанавливающаяся Земля, дизайн техники и архитектуры на которой выполнен с сохранением фирменного для франшизы стиля. Интересно и то, как за годы контактов с чужими совершенствуются методики ведения боя местными армиями.
Второй историей про экспедицию в гости к чужим стал Harvest.Вместо армии на планету к монстрам прибывает учёный Станислав Маяковский в сопровождении своих изобретений. Ксено-зип ему нужен для куда более трагичной цели. Наркотик наносит вред работе мозга, замедляя ощущение времени для того, кто его принимает. Отчаявшийся учёный таким образом пытается продлить оставшиеся ему мгновения в свете приближающейся смерти от рака. Читатель видит, на что толкают людей наркотики, уже с новой стороны, а ещё появляется возможность посмотреть, как связанные с чужими прикладные задачи решает учёный-кибернетик.
Aliens: Labyrinth (1993) и Aliens: Stronghold (1994)
Джим Вудринг и Килиан Планкетт/Джон Аркуди и Дуг Манке
В эту категорию также попадает Aliens: Rogue (1993), мне просто сложнее его рекомендовать. Это комиксы, объединенные общей идеей: в каждом сюжете есть сумасшедший ученый, который экспериментирует с ксеноморфами в изолированной лаборатории.
Все три истории развивают одну из идей Ханса Гигера, создателя Чужого, о притягательности смертоносных ксеноморфов и нашем стремлении наблюдать за ними и изучать их, несмотря на опасность.
«Мне всегда хотелось, чтобы мой чужой был эстетичным существом. Не все монстры отвратительны — они могут быть по-своему красивыми. Мой мог грациозно двигаться, извиваясь на ходу»
И Labyrinth и Stronghold показывают, как в лабораториях учёных пытаются выжить попавшие в них жертвы. В каждом из комиксов находится место юмору, но если в первом комичность достигается за счёт яркой личности злодея, наделённого довольно некомфортной историей происхождения, то во втором есть кибер-чужой, курящий сигару. И он всё ещё уместно смотрится в рамках канона.
Aliens: Apocalypse (1999)
Марк Шульц и Даг Уитли
Я отношусь к числу людей, которым Assembly Cut третьего «Чужого» (это который на 30 минут длиннее, с изменениями в сюжете, обновлёнными графикой, звуком и цветокоррекцией) нравится больше чем успешная вторая часть. Во-первых, потому что он в меньшей степени боевик (как второй фильм) и большей — триллер (как первый). Во-вторых, вселенная Aliens, сталкивающая человечество с космическим ужасом идеально вмещает в себя религиозную тему.
И потому читая Apocalypse (мой любимый комикс в этой подборке, вышедший спустя семь лет после третьей картины) я был совершенно не удивлён, даже рад, появлению культа, считающего пришельцев ангелами.
Шульц решил не чинить то, что не сломалось, и собрал в истории привычные маркеры франшизы: стойкая, смышлёная и неизменно привлекательная главная героиня; корпорация, пытающаяся узнать больше о Чужих, ценой человеческих жизней; анклав фанатиков; андроид-предатель. И нет, это не спойлер: он говорит об этом сам, прямым текстом, заранее. Это хорошо показывает всю прелесть сюжета. Стандартные элементы «Чужих» здесь нужны, чтобы раскрыть их с новой стороны, расширить существующий сеттинг. И с этой задачей «Ангелы» ещё как справляются. Выясняется, что роль монстров в галактической экосистеме куда важнее, чем мы думали, а встреча с ними человечества — едва ли совпадение.
Разумеется, такая информация очень опасна, и без злобных корпораций и безумных учёных обойтись не выйдет. Начавшись, как «Охота за красным октябрём», где за человеком с неясными мотивами и экспериментальным кораблём устраивается гонка, история быстро пополняется серебристо-чёрными монстрами, извечным конфликтом о целях и средствах, а также размышлениями о связи науки и религии.
Моя отдельная любовь к визуальной составляющей. Дагу Уитли играючи даётся вселенная, построенная на научной фантастике 70-х. Интерьеры, устройства, костюмы — всё в его исполнении смотрится очень вкусно. Не мудрено, что к комиксам по франшизе «Звёздных войн», также родившейся в 70-е, он тоже прикладывал руку.
Некстати: внезапное появление земной неясыти среди инопланетных построек и космических кораблей придаёт действу лёгкий оттенок фэнтези того же временного периода.
Aliens: Sacrifice (1993)
Питер Миллиган и Пол Джонсон
Ещё одной работой, затронувший тему религии в рамках франшизы, стала Sacrifice. Конкретный выпуск отлично иллюстрирует, почему вера в Бога (и Дьявола) так органично вписывается в здешний сеттинг.
Столкнувшись с космическим ужасом, люди меняются быстро, заметно и навсегда. В исследовании разновидностей таких перемен и заключается, на мой взгляд, серия фильмов про чужих. По крайней мере, такова одна из её тем и основной механизм для трансформации героев.
В Sacrifice община людей на протяжении девяти месяцев живёт на одной территории с голодным чужим, виден полный спектр людских преображений в подобных условиях.
Кого-то мозг погружает в апатию, чтобы защитить от страха, и в итоге убивает надежду. Кого-то превращает в Иуду, готового расплачиваться людскими жизнями за лишние минуты в мире живых. Кто-то обращает в веру или заставляет её потерять.
История чужих в кино полна взлётов и падений. Особо преданные фанаты скажут, что неудачных фильмов среди вышедших на данный момент куда больше, чем таких, как надо. Если разделяете их мнение или просто хотите узнать больше о вселенной и её титулярных монстрах, параллельно получив качественную порцию печатного хоррора, — комиксы о Чужих встретят вас с распростертыми объятиями. Учитывая, что кроме списка выше у вас остаётся ещё около 70 работ на выбор, (и это не считая кроссоверы с хищником и другими франшизами), что-то своё вы точно отыщите!