25 сентября на Netflix вышел третий сезон сериала «Алиса в Пограничье» (Alice in Borderland) от Синсуке Сато по мотивам одноимённой манги Харо Асо. В проект вернулись главные герои и уже полюбившиеся актёры — Кэнто Ямадзаки и Тао Цутия. Тайтл давно зарекомендовал себя одной из самых заметных японских драм-выживалити на международной платформе вслед за такими мастодонтами жанра, как «Игра в кальмара» и «Планета зверей». Разбираемся, почему дорама получила любовь аудитории и чего ждать от продолжения.
«Алиса в Пограничье» начинается в Токио и знакомит зрителя с Рёхэй Арису (Кэнто Ямадзаки) — молодым парнем, который проводит жизнь за видеоиграми, не учится и не работает, из-за чего часто конфликтует с семьёй. Вместе с двумя друзьями он по случайности оказывается в странной версии города: все улицы пусты, связь не работает, а жители исчезли. Очень скоро выясняется, что это не просто аномалия. Чтобы выжить, необходимо участвовать в играх со строгими правилами, где проигрыш карается мгновенной смертью. Каждый поединок связан с карточными мастями: трефы требуют физической силы, пики — выносливости, бубны — командной работы, черви — психологической стойкости. Арису быстро осознаёт цену ошибок, теряет друзей и вынужденно продолжает путь к выходу. На этом этапе герой встречает Усаги (Тао Цутия), девушку с опытом альпинизма, которая полагается только на себя после трагической гибели отца. С этого момента они становятся центральными персонажами с единственной целью — выжить и понять, что там, за загадочным Пограничьем.


Зайти в проект с новых серий не получится: сюжет напрямую связан с предыдущими событиями и без знания прошлого зрителю будет трудно понимать мотивацию героев. Первый сезон знакомил с правилами карт, второй подводил черту основной линии, благодаря возвращению выживших в Токио, но с оговоркой, ведь на продолжение намекал финальный кадр с разбросанной колодой. В третьем персонажи сначала существуют в привычной для себя реальности, но после снова попадают в Пограничье. Это становится ключевым моментом, потому что столкновение реальной жизни и мира игр не только своеобразно обнуляет их, но и оказывается основным двигателем эпизодов.
В новом сезоне Арису и Усаги живут обычной жизнью и пытаются забыть прошлое. Однако девушка становится жертвой бесчеловечного эксперимента, из-за чего Рёхэй вынужден отправиться в ненавистное место, где действуют новые правила. На этот раз испытуемые сталкиваются не с мастями карт, а с хаотичными играми, управляемыми «джокером»: здесь и далее он будет выступать в роли трикстера или элемента «неслучайной случайности». Во многом использование этой карты развязало руки сценаристам для нестандартных решений. Сначала зритель видит относительно компактные матчи вроде стрельбы с зажжёнными стрелами или охоты на зомби, но позже героев ждёт финальная арена с сеткой, где очки на запястьях определяют выбор будущего.


Приходит и новый противник — Банда (Хаято Исомура), манипулирующий ситуацией вместе с одержимым Пограничьем доктором Рюдзи (Кэнто Каку). Ключевым моментом становится появление загадочного Сторожа в исполнении Кэна Ватанабэ, который подводит итог всей истории. Третий сезон ушёл дальше оригинальной манги, так как второй закрыл весь канон. Это дало авторам свободу, но привело к рискам. Новые сюжетные ходы часто выглядят убедительно, подтверждение тому — линия Рюдзи, но потеря чёткой структуры в виде первоисточника чувствуется: на экваторе темп провисает, а переход от мелких игр к глобальной финальной схватке выглядит резким.
Отдельно стоит похвалить Кэнто Ямадзаки, который в продолжении решил сделать Арису более зрелым, спокойным, но при этом постоянно несущим груз вины и ответственности за прошлое. Тао Цутия показывает уязвимую Усаги, чья личная драма и связь с молодым человеком становятся эмоциональным центром сезона: во многом пережитый опыт отражается на некогда бесстрашных и активных персонажах, заставляя их переосмысливать решения, которые были приняты в схожих обстоятельствах до этого. Кэнто Каку в роли Рюдзи очаровательно играет психопата, настолько ослеплённого жаждой познать Пограничье, что на него больно смотреть. Фанаты первых двух сезонов найдут приятную пасхалку в виде возвращения Чишии, Куины и Анн, однако их появление сведено к минимуму, больше напоминающему камео.


Сами игры тоже заметно изменились, к этому располагает центральная идея «шута» во главе колоды и, соответственно, испытаний. В первых двух сезонах масти карт чётко подсказывали, на какие навыки ориентировано состязание, теперь же правила становятся менее предсказуемыми и более запутанными. Если не включаться в контекст и периодически отвлекаться от экрана, можно упустить важную деталь, которая в будущем станет лазейкой в руках героев. В удачных сериях механика проста и ясна, например, в охоте на зомби; в других — правила слишком громоздкие и отвлекающие: как вспомнить чёткое ТЗ, когда любимый персонаж вот-вот умрёт?
Баланс между качественным экшеном и интересными нетривиальными заданиями к новым эпизодам окончательно разрушился, что, к сожалению, не идёт сюжету на пользу. Также тематика сезона концентрируется на противопоставлении жизни и смерти, памяти и забвения, выборе между жертвой и личным счастьем. Если раньше игры были метафорой выживания, теперь они превратились в повод задуматься о том, стоит ли вообще бороться за продолжение существования. Работа доктора Рюдзи и его эксперименты обрамляют тему научным контекстом, а выбор Арису в финале переводит историю в философский план с вопросом: «В чём ценность жизни?»
В жанровом контексте «Алиса в Пограничье» по-прежнему стоит рядом с «Игрой в кальмара», «Кубом» и «Королевской битвой». Уникальность японского проекта в том, что он сочетает две реальности и делает упор не только на физическое выживание, но и на эмпатию и внутренний выбор героев, стараясь дать зрителю больше манёвров для рефлексии собственного опыта. Для Netflix сериал стал примером удачного экспорта японской культуры, а для аудитории — редким тайтлом, где визуальный масштаб сочетается с попыткой говорить на философские темы.


Третий сезон нельзя назвать революционным, но он завершает важную часть истории и даёт эмоционально насыщенный финал. Можно ли было обойтись без него? Скорее да, но приятно снова окунуться в будоражащую ситуацию с точки зрения наблюдателя (на месте игрока оказаться пока не хочется). Для поклонников франшизы это логическое завершение, а для любителей драматических историй о выборе и выживании — ещё одна сильная работа в своём жанре.
