Вот уже 15 лет Алан Уэйк борется с тёмной сущностью в одноимённом экшн-триллере. За такой большой срок студия Remedy смогла выкупить права на франшизу у Microsoft, создать свою мультивселенную и, наконец, выпустить долгожданный сиквел к игре. При её создании разработчики вдохновлялись уймой произведений и оставили к ним много отсылок. Расскажем о самых интересных!
Отсылки к культовым фильмам и сериалам
Многие уже в курсе: разрабатывая игру, Remedy вдохновлялась сериалом «Твин Пикс». Об этом команда напрямую сообщает во многих интервью. Например, Оскари Хаккинен, главный директор по развитию франшиз, говорил:
«Мы не скрываем, что черпаем вдохновение из поп-культуры. Мы не рассматриваем другие видеоигры, упор идёт на книги, фильмы, комиксы и графические новеллы. В Брайт Фоллс определённо есть отголоски “Твин Пикса”, это даже не обсуждается. Работы Стивена Кинга тоже оказали на нас большое влияние»
Игра разделена на эпизоды и оформлена по структуре сериалов: каждая новая «серия» начинается с пересказа событий прошлого «эпизода» и заканчивается анонсом следующего. В Alan Wake появляется не только город Твин-Пикс, но и закусочная «Оленя» (Oh Deer Diner), психиатрическая больница у озера Колдрон и департамент шерифа в Брайт-Фоллс. Даже гора Mirror Peak, напрямую вдохновлённая названием шоу, есть в игре.



Помимо локаций, в тайтле раскидано множество других отсылок на вселенную Линча. Например, персонажей, как «Леди Света» (Синтия Уивер), которая постоянно ходит со светильником, словно Дама с поленом (Маргарет Лантерман). В игре в психиатрической больнице лечащий врач проводит Алану экскурсию, в ходе которой из-под дивана на него прыгает один из пациентов. Делает он это прямо как БОБ во второй серии второго сезона «Твин Пикса». Он словно из ниоткуда появляется в доме Донны и пугает Мэдди, перелезая через диван. Ещё одна отсылка — медальон Лоры Палмер, который висит на крюке в сарае в самом начале игры.


Не обошлось и без референсов на агента ФБР Дейла Купера. Например, собрав 25 термосов с кофе в игре, можно получить достижение «Это чертовски хороший кофе!» А ещё главная цель антагониста серии Мистера Скретча (тёмная сущность) — вселиться в тело Алана и встать на место героя, пока тот находится в тёмной обители. Это прямая аналогия на Купера, который оказывается заперт в «Чёрном вигваме», пока в реальном мире его заменяет злой двойник.


Но сам антагонист, тёмная сущность, взял ещё одну черту у злодея совсем другого культового сериала — «Остаться в живых». «Дымовой монстр» или же «Человек в чёрном» — злодей тайтла, путешествующий по острову в форме столба дыма, способный принимать форму других людей. Разница между этими существами лишь в том, что тёмная сущность захватывает тела людей, а не мимикрирует под них.


Другие противники, стая ворон, вдохновлены фильмом ужасов «Птицы» Альфреда Хичкока. В нём героиня Мелани Дэниелс приезжает к адвокату Митчу Бреннеру в город Бодега-Бей, где начинаются странности с птицами. К концу фильма они атакуют людей. Вороны в игре такие же опасные, как и пернатые в фильме: они собираются в стаи и нападают на героя. В одной из сцен друг Алана Барри даже упоминает, что птицы прилетали к нему через дымоход, что было и в фильме.


А ещё Remedy очень любят вставлять в свои проекты вымышленные телепередачи. Например, в Max Payne можно было найти телевизоры, по которым транслировали сюрреалистический сериал «Адрес неизвестен», вдохновлённый тем же Дэвидом Линчем. Подобные элементы добавляли «Пейну» интерактивности и оживляли мир: он существовал не только в пределах истории про полицейского, но и за ним — даже передачи по телику шли! Так и в Alan Wake был сериал под названием Night Springs о паранормальных явлениях. Всего в игре было 10 эпизодов этого шоу — оммажа на передачу «Сумеречная Зона» режиссёра Рода Серлинга, где в каждой серии раскрывалась уникальная загадочная история. Объединял их только рассказчик, сам Серлинг. А в финальной серии первого сезона упоминался писатель, который умеет переносить своих персонажей в реальный мир. Так и рукописи Алана в игре постепенно претворялись в жизнь.


В игре есть противник — «Полтергейст», который вселяется в неодушевлённые предметы и атакует Уэйка в неожиданные моменты. В четвёртом «эпизоде» есть отсылка на серию фильмов о зомби «Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми. В психиатрической больнице, в комнате лечащего врача Хартмана, противник вселился в чучело, но не никого не атаковал. Похожая сцена была во второй части трилогии режиссёра.
Убедиться, что это точно не совпадение, позволяет другой момент. В дополнении к игре «Сигнал» можно найти картонный стенд с шерифом Сарой Брейкер. На нём написано, что Сара — «горячая полицейская чикса с громобоем!» (Boomstick). В третьей части фильма Эш Уильямс именно так описал своё двуствольное ружьё.

Отсылки к книгам
Алан Уэйк — писатель, поэтому неудивительно слышать от него упоминания других произведений. В самом начале игры протагонист запирается в небольшом домике, чтобы спастись от преследующего его человека с топором. Некто начинает проламывать дверь и, чтобы игрок точно понял, чем именно вдохновлена сцена, Алан говорит: «Нужно было что-то делать. В любой момент Стаки мог начать крушить дверь топором, как Джек Николсон в “Сиянии”».


Алан в принципе очень любит Стивена Кинга. Уэйк упоминает писателя в первой катсцене:
«Стивен Кинг как-то писал, что кошмары не подчиняются логике. Не стоит пытаться их объяснить — это уничтожает поэзию страха. В страшной истории жертва постоянно спрашивает “почему?” Но объяснения нет. Неразгаданная тайна — вот что остаётся с нами дольше всего».
Но это ещё не всё. В игре есть и другой референс, связанный с «Полтергейстом». Во время первой стычки с этим противником герой сразу вспоминает о произведении Кинга «Кристина», рассказывающей об ожившей машине. Он сравнивает с ней неодушевлённого врага.
Есть оммажи и на других писателей. Так, Алана преследует агент ФБР Роберт Найтингейл. Он в шутку называет протагониста именами других авторов: Стивеном Кингом, Джеймсом Джойсом, Эрнестом Хемингуэем, Говардом Лавкрафтом, Мики Спиллейном, Дэном Брауном, Бретом Эллисом и Реймондом Чэндлером.

Лавкрафт не ограничился единичным упоминанием. Третий эпизод внутриигровой передачи Night Springs напрямую отсылает к произведению «Зов Ктулху». В серии есть некий бог Никси-Пирка, вдохновлённый Шуб-Ниггуратом. По сюжету выпуска «Семейный случай» исследователя паранормальных явлений Элвина Дерлета заманивает в дом молодая пара. Там его соблазняет и целует женщина, которая поселила в него паразита, божества Никси-Пирка. Тогда же она произносит: «Ваше тело станет вместилищем тысячи его детей, слава ему». Это похоже на описание лавкрафтовского существа «Чёрный козёл лесов с тысячным потомством». Ну а само название божества в Alan Wake — оммаж на колонку финского журнале Pirkka с советами по домашнему быту.
Отсылки к играм
Remedy не забыла и о своём главном творении — игре Max Payne. Это первый крупный тайтл студии о полицейском Максе Пейне, который начал довольно кровавое расследование из-за убийства его жены и ребёнка. В Alan Wake главный герой — автор книги про полицейского из серии шутеров. Правда, из-за отсутствия прав, они были переименованы в Alex Casey. А ещё в доме Алана расставлены книги, одна из которых называется The Fall of Casey — оммаж на подзаголовок второй части игры The Fall of Max Payne. Страницы рукописей, лежащие на столе, озвучиваются актёром, подарившим голос Максу, а одна из них так вообще начинается со слов «It was a Late Goodbye», прямо отсылающих на название финальной песни игры. Remedy очень любит отсылаться на свои прошлые проекты, а с выходом Control и вовсе объединила их в одну вселенную. Так, во второй части Alan Wake Алекс Кейси — уже полноценный персонаж и напарник главной героини.


В игре также можно найти отсылку и на первый проект — Remedy Death Rally, кровавую гонку на выживание, в которой для победы нужно уничтожать соперников. Плакат с ней можно найти в психиатрической больнице.
Кажется, без работ Стивена Кинга и Дэвида Линча городок Брайт Фолс никогда бы не был таким, какой он есть сейчас. И это влияние прослеживается во всех играх студии.
