8 ноября 1992 года, ровно 30 лет назад, состоялась мировая премьера «Аладдина» (Aladdin) — одного из главных мультфильмов Disney, сюжет которого каждый знает наизусть. Он пережил несколько сиквелов, мультсериал, бродвейское шоу и ремейк, снятый самим Гаем Ричи, но по сей день остаётся шедевром, равных которому нет и, возможно, никогда не будет. Кинокритик Иван Афанасьев, для которого «Аладдин» был любимым мультиком детства, попытался взглянуть на него под другим углом — как на историю о губительной зависимости от власти и богатства.
Можно было бы говорить о банальностях — какая прекрасная музыка! Какая кристально чистая рисовка! Какие чудесные герои! Но хочется быть волшебником, который хотя бы попытается сделать чудо и сказать что-то новое. Так вот, при просмотре «Аладдина» свежими глазами (последний раз я смотрел его в детстве) обнаружился вот такой интересный факт: сюжет мультфильма и его восприятие условно «тогда» и сейчас — это две совершенно разные трактовки. Поверхностный взгляд ребёнка просто восторгается восхитительными песнями и гениальным дуракавалянием Джинна (кстати, вы знали, что многое из того, что он творит — актёрские импровизации Робина Уильямса, которые художники потом просто перенесли на экран?). Но спустя время оказывается, что «Аладдин» — это история о том, что такое свобода.
И дело не только в том, что Джинн, например, всю свою вселенскую жизнь мечтал освободиться от оков лампы и зажить жизнью (почти) обычного человека. Этот мотив пронизывает всех персонажей. Взять хотя бы наименее очевидного — попугая Яго. Если разобрать его образ, то это весьма интересный герой: эдакий антипод спутника Аладдина, прислужник Джафара, который мечтает о могуществе и власти, но знает, что всегда будет пешкой в руках хозяина, и поэтому вынужден ловить крохи открывающихся ему возможностей, из-за чего регулярно попадает в комичные ситуации. И, покуда власть находится в руках султана, Яго вынужден молча жрать ненавистные ему крекеры из рук истинного правителя (а как только появляется возможность поквитаться, сразу же её использует).
Даже если взглянуть на самого Аладдина, выясняется, что и он несвободен. Покуда он не пойман за руку во время кражи арбуза у уличного торговца, он вроде бы наслаждается своей босяцкой жизнью, ежедневно подкидывающей приключения. Но, на самом деле, юноша мечтает совсем о другом — быть принцем, то есть вторым по значимости человеком в городе, а то и первым. И, заполучив в руки эту возможность благодаря Джинну, он ей не то чтобы наслаждается: теперь Аладдин зависим от своего образа, который необходимо поддерживать, чтобы соответствовать новому статусу, так необходимому, чтобы якобы быть счастливым. Мы ничего не знаем о прошлом Аладдина, но, очевидно, своё будущее он видит лишь в богатстве и роскоши. И так же быстро выясняется, что ради настоящего счастья нужно лишь быть честным с самим собой.
Его антиподом предстаёт Джафар, для которого даже возможность женитьбы на прекрасной Жасмин — всего лишь предлог для обретения абсолютной власти. И любопытно, что было бы, не поймай тогда стражники Аладдина, уже на тот момент принца Али, и не попытавшись утопить его в море. Просто представьте альтернативный вариант развития событий: новый суженный Жасмин, обманом завоевавший её внимание, понимает, что Джафар — его главный конкурент в борьбе за трон и влияние, и решает его устранить, допустим, подкупив стражников несметными богатствами (очевидно, что их лояльность определяется лишь положением того, кому они служат).
Это был бы уже совсем другой мультфильм — что-то вроде пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда, рассматривающей «Гамлета» под несколько иным углом. И представить себе такую трансформацию героя более чем легко — при условии, что у него не было бы верных друзей, способных его «осадить»: Абу, Джинна и даже Ковра-самолёта.
Об этом, собственно, история: о том, как, получив безграничную власть в свои руки, человек становится от неё зависим. Ведь невозможно на полном серьёзе представить, что, будь у Аладдина возможность устранить конкурента, он бы ей не воспользовался. Именно поэтому не слишком хитрый в плане тактики и планов парнишка в финале побеждает Джафара — он, сам прозрев, видит его уязвимость перед кем-то более могущественным, чем он (Джинном), и манипулирует ей.
Всё, что Аладдин делал до финала, свершалось лишь благодаря чудесам, что творит Джинн: уберите его из истории — и она просто встала бы на месте. Воришка с улицы так и остался бы воришкой с улицы, ничего не достигнув, а то и кончил бы жизнь в тюрьме. Получив шанс на достижение своих мечт, он реализует его, поначалу без особого ума и смысла, поддавшись возможности простого решения.
И позже, чуть всё не потеряв (и осознав, что его богатство не способно впечатлить Жасмин), к нему приходит кое-какая мудрость, чтобы сразить Джафара, ставшего самым могущественным злом с одним-единственным, но крайне уязвимым слабым местом — зависимостью от собственного могущества. Так что можно сказать, что в каком-то смысле «Аладдин» — это ещё и нравоучительная история о том, как важно жить в коннекте с реальностью, и помнить, что общечеловеческие ценности (любовь, дружба, правда, свобода) — вечны и востребованы всегда.
Мечты надо уметь обуздать и, что уж там, слегка приземлить, иначе в них нет никакого смысла, но есть немало вреда, для себя и для окружающих. Очень полезный, на самом деле, урок для любого молодого поколения, при этом без морализаторства, как бывает с современными диснеевскими мультфильмами, когда многие важные вещи подаются буквально в лоб. Короче, пересмотрите «Аладдина» — это всё ещё шедевр, и, думается, всегда им будет.