В прокат 28 октября, несмотря на все ограничения, выходит «Агнец» (Lamb) от знакового дистрибьютора А24 — обладатель приза «За оригинальность» в программе «Особый взгляд» 74-го Каннского кинофестиваля и один из самых необычных фильмов года. Он рассказывает об паре фермеров, живущих среди величественных пейзажей исландской природы, которые удочерили ну очень необычного ребёнка. В главной роли — Нуми Рапас, она же Лисбет Саландер из «Девушки с татуировкой дракона». Кинокритик Иван Афанасьев накрутил себе рога и рассказывает (с некоторыми спойлерами!) о том, зачем смотреть этот странный, очень нежный и одновременно жуткий фильм.
Начать хотелось бы с трёх ремарок. Первая: об этом фильме сложно говорить, не сообщив об одной важной сюжетной детали, которая, правда, становится известна в первой трети фильма. И тем не менее: если вы боитесь спойлеров так же, как я — тех, кто боится спойлеров, то лучше не читайте весь текст, а сразу переходите к последнему абзацу с вердиктом. Вторая: в процессе просмотра фильма я осознал, что исполнитель одной из главных ролей, исландский актёр Хильмир Снайр Гвюднасон, как две капли воды похож на автора этого текста, то есть на меня. Это значит, что к фильму у меня сформировалось особое отношение, и я могу быть слегка не объективен (но кино прекрасное, уж поверьте). И третья: «Агнец» — ничто иное, как крайне, максимально вольная экранизация* приснопамятного украинского шутера «Вивисектор: Враг внутри». Если после этого вы не хотите его посмотреть, то я уж не знаю. Дальше — зловещая долина смертных спойлеров, stay safe!
Итак, Исландия, где-то в районе Рейкьявика, наши дни. Мария и Ингвар — немногословная супружеская пара, живущая среди величественных пейзажей. Там горы, рядом — речка, чуть поодаль – одинокая дорога, в округе — никого. В доме — собака и кошка. Целый день женщина и мужчина проводят в заботах о своих овцах: проставляют клейма, обстригают шерсть, кормят и поят. Детей у них нет — единственный ребёнок погиб много лет назад. Так бы они и жили в своём скудном, но тихом и мирном быту, как вдруг однажды в хлеву они находят особенного малыша — существо с телом маленькой девочки, но головой и копытцем ягнёнка. Вняв чудесам, они решают, что высшие силы ниспослали им нового ребёнка и решают воспитать приёмную «дочку» по человеческим законам. Их, правда, приревновала к дитю законная мама — сердобольная овечка, что будет жалобно блеять у них под окнами по ночам. Герои ещё не знают, кто истинный папа их чудесной дочурки…
Походя сразу на несколько культовых хорроров от студии А24, ставшей настоящей Меккой авторского кино (см. их же «Ведьму», «Солнцестояние», «Маяк» и свежую «Легенду о Зелёном рыцаре»), «Агнец» в то же время имеет собственное, кхм, лицо. С одной стороны, это, конечно же, мрачная сказка о безусловной родительской любви: приютив у себя волшебного ребёнка, Мария и Ингвар обрели истинное счастье, их жизнь наконец-то стала полноценной, наполненной эмоциями и заботой. В то же время любому очевидно, что чувствует мамаша-овечка. Или не очевидно? Ну, тогда кино тем более для вас. Удивительно, как этот гипнотический фильм, при такой простоте, умудряется сочетать в себе сразу столько всего. Тут вам и тема приёмных детей, и евангельские мотивы (агнец появляется под хоральное пение по радио), и национальный колорит, и мифология. Если вы не знаете о том, какое место занимают бараны и овцы в жизни исландцев, то вы не знаете о них (и исландцах, и баранах) ничего. Конечно, есть здесь и тема взаимоотношения людей и природы — во имя «высшего блага» человек переделывает под себя всё, с чем соприкасается. Экологический подтекст? Да, тоже есть.
И в то же время история остаётся простой до, простите, чёртиков рогатых. Есть семья, которая приютила, по сути своей, дьявольское отродье. Во второй половине к ним приезжает брат Ингвара, бывший рокер-неудачник, который, увидев дитё с башкой ягнёнка, сразу понимает, что дело тут нечисто, но одержимые своим счастьем хозяева не в состоянии это осознать. Собственно, весь «Агнец» — это такой живописный, тревожный, очень неторопливый и тягучий слоубёрнер, который традиционно долго разгорается, чтобы ближе к концу зритель беспокойно чесал макушку и ёрзал по креслу.
На самом деле, финал после определённых событий даже нетрудно предсказать — но это не так важно. Мистическая, притчевого склада история, балансирующая между грустной сказкой и фольклорным хоррором, цепляет сама по себе, ведь не проникнуться чувствами пары несложно. Ровно как и ужаснуться тому, с какой лёгкостью они принимают в свою семью маленькое чудовище — чтобы в дальнейшем столкнуться с большим. И оно не обязательно будет с крыльями, клыками и полыхать огнём. Иногда самый страшный монстр — это человек, который бесконечно уверен в своей правоте.
«Агнец» покоряет интонацией, своей импрессионистской картиной холодного мира, в котором чудеса порой носят зловещий характер, а заодно приземлённостью и размеренностью. В нём волшебство перемешано с бытовухой, а глубокий символизм сочетается с лобовыми и эффектными выразительными средствами, что позволяет зрителю, простите, не бодаться с «авторским видением» в поисках здравого смысла. Это, конечно, не кино, которое попадёт во всевозможные топы-250, но очень серьёзная заявка для молодого (в плане мастерства, а не возраста) режиссёра Вальдимара Йоханнссона. Который вполне может превратиться в нашего нового любимого режиссёра, а «Агнец» — в очаг возникновения, очевидно, крайне интересного исландского хоррора.
*Про «Вивисектор» была шутка. Или не совсем. Или совсем не. Или…