«Рик и Морти» вернулись, а вместе с ними и рекапы серий. Премьера шестого сезона получилась уж очень хорошей: она понравилась даже тем, кто хейтил пятый. Возможно, потому что создатели сериала решили подобрать сюжет там же, где его бросили, и продолжили накачивать нас каноном и закрывать хвосты. Пора разбираться, что же такое мы увидели.
Сразу ответим на насущный вопрос и скажем, что, если шестой сезон «Рика и Морти» доберётся до эфира 2х2, мы обязательно вас об этом оповестим.
Если вы вдруг забыли, чем закончился пятый сезон, идите пересмотрите десятую серию или перечитайте наш рекап (мы зря их пишем, что ли?). Тут зафиксируем, что в «кратере» выходки Злого Морти (хотя Рик считает, что тот не заслуживает пафосного имени) остались: обломки Цитадели, возможно, с горами крутых технологий, поясом из трупов вокруг, парящий в космосе Мортибург, в котором обитают обезумевшие Морти, и брешь в реальности, которая, по крайней мере, теперь есть во всех вселенных Центральной Конечной Кривой.
Серия начинается с отсылки к первой сцене «Мстителей: Финал», в которой Тони Старк после проигранной битвы с Таносом записывает сообщение для Пеппер Поттс. Морти позже удивится, зачем Рик назвал Железного человека «тем типом» — мол, для кого вообще была эта отсылка. Это аллюзия на то, что порой сложно найти адресатов пасхалок и прочих референсов в «Рике и Морти» — например, из-за несовпадения возрастов отсылки и аудитории. Наших героев спасают примерно так же, как и Старка — отыскав посреди бескрайнего космоса. КосмоБет, кстати, искала своих родственников по просьбе Бет, которая явно переживала за отца и сына.
Кстати, шутку про «Никто не уходит из твиттера» (кроме, например, России) можно воспринимать как намёк на неизбежное возвращение Злого Морти (будто кто-то сомневался). Ещё вы могли не заметить, что Рик попросил ИИ своего позвоночника перед смертью накачать его сиропом от кашля и чем-то ещё — видимо, если дед и готов умереть, то только под кайфом (причём тут сироп от кашля рассказывать не будем — сами гуглите, если не знаете).
И тут мы подошли к самой интересной части серии — перевари-боту (мы не шутим). Рик говорит, что их организмы пока не готовы к твёрдой пище и отдаёт бутерброд Морти роботу, который превратил еду в какахоподобную кашу. Сам дед ест бутер как есть, почему-то обратив внимание на негибридные томаты. Гэг с перевари-ботом кажется неуместным, но на самом деле это не просто одна их главных тем серии, но и прямое нападение на рекапы (не только наши) и даже зрителей. Пока что мы скажем лишь, что негибридные томаты — это, грубо говоря, чистокровные овощи, первозданные, которые символизируют «классические» приключения Рика и Морти. А до конца расшифровывать будем в конце рекапа, когда вы сами заметите тематическую нить.
Один из главных (вот на этот раз шутим) вопросов, которые остались у нас после просмотра: почему из-за отсутствия порталов Рику, по словам Бет, придётся стирать халат? Он что, вместо стирки воровал чистую одежду других Риков? Или есть какая-то вселенная, целиком состоящая из этих халатов, где учёный обновляет гардероб? Или каждый раз, когда дочь говорила Рику, что его халат попахивает, тот отправлялся в безумное приключение, чтобы уйти от ответа? Что, если нежелание стирать одежду было главной мотивацией учёного всё это время?!
Нужно восстанавливать работу портальной жидкости: это, кстати, реализуемо, и в конце серии Рик говорит, что займётся этим всерьёз — значит, мы не навсегда лишились зелёных порталов. Но с первой попытки не удалось: дед ошибся и случайно активировал отправку всех межвселенских путешественников в оригинальные миры. Кстати, первая зелёная пульсация вылечила Рика и Морти от истощения — почему, мы точно не знаем. После Морти зачем-то разжёвывает объяснение, которое только что выдал Рик — не очень понятно зачем, да?
Тут появляется Джерри, и мы получаем подтверждение теории, что в конце второго эпизода второго сезона, когда Рик и Морти забирали батю из «детского сада», они забрали не того (ну, та история с билетиками из парка развлечений и талонами на Джерри, помните, да?). Правда, учёный этого не помнит, поэтому отказывается объяснять зятю, почему тот мигает зелёным, хотя времени на это было достаточно. Зато Рик успел активировать свой запасной вариант — Саммер, которая уже доставала героев из, казалось бы, безвыходной ситуации в «Мозговыносяшках», следуя инструкциям деда.
В следующей сцене три интересных момента. Во-первых, КосмоБет собирается уйти и вернуться через два года — последний раз мы её видели в конце четвёртого сезона в мае 2020-го, как раз два года назад. Во-вторых, Саммер упрекает брата в том, что он легко идёт на поводу у деда, хотя сама делает то же самое, только за «деньги» (читай: продаётся) — что из этого хуже, решайте сами. В-третьих, Саммер проявляет желание провести время с КосмоБет, что стало началом конфликта между мамами в этой серии, потому что дочь никогда не изъявляла желания провести время с обычной Бет.
Рик тем временем возвращается в С-137, где его ждёт нетронутый гараж, в котором убили его жену и дочь (это точно канон!). Мы узнаём, что учёный создал чатбота-Дайен, который всегда находится в соседней комнате, чтобы не забыть, что случилось, и в какой-то степени для утешения — он ловит хороший момент, когда рассказывает ей о своей жизни и новой семье. На самом деле, Рик боится комфорта, потому что может навсегда остаться в нём и не найти убийцу — из-за этого он не полетел в другую вселенную, где Дайен жива. Грубо говоря, он посвятил свою жизнь мести и не хочет отказываться от этой цели. Или хочет?
Дальше в С-137 происходит что-то непонятное: выясняется, что Рик создал временную петлю. Мистер Голдменбахмаджореан говорит, тела людей стареют, но души застряли в петле, поэтому они не могут умереть. Понятно, что задумывалось иначе и учёный просто ошибся, но значит ли это, что во вселенной «Рика и Морти» душа — это научная концепция, которой Рик умеет управлять? Вопросы на этом не заканчиваются. Зачем Рику создавать временную петлю? Чтобы переживать день трагедии снова и снова? Чтобы сохранить возможные улики? Чтобы при возможности вернуть всё и начать жизнь с этого момента? И кстати, если тела людей старели, то почему не началась коррозия дома и гаража?
В итоге, конечно, Рик решает остановить петлю, подарить смерть всем её заложникам (передаём привет «Винда/Вижен») и отпустить попытки сохранить память о трагедии в первозданном виде. Чатбот-Дайен замечает: «Ты хочешь отпустить». Рик отвечает: «Не хочу, но должен». И, возможно, это был бы конец сюжетной линии с убийством семьи учёного, он даже прощается с чатботом, но тот каким-то макаром пробрался в машину Рика и позже вернёт его к мести (собственно, для этого Рик и создал псевдо-Дайен). Стоит обратить внимание на слова о «беспроигрышности риска жизнью» — Рика устраивают оба варианта: и успех, и смерть.
А что там с Морти? Он возвращается во вселенную Кроненбергов, идёт домой и сразу начинает извиняться за первую серию третьего сезона, когда они с Саммер прилетели туда, а потом за ними пришли Рики с Цитадели и заморозили оригинальную семью Морти. И из-за этого они почти все умерли. Отправившись по следам, Морти находит свежий лагерь, в котором кто-то разыгрывал «Челюсти» в картонной коробке — но кто, если Джерри остался один? Он делал это сам для себя? Неужели Выживший Джерри не так крут, как кажется?
При встрече с сыном он раскрывает своего персонажа: поскольку ему было больше некого винить в своих проколах, ему пришлось разобраться с собой. Джерри научился принимать вещи такими, какие они есть — видимо, поэтому он не сердится на Морти (точнее сердится, но не агрится). Разобрался он в себе с помощью книг: «Четыре соглашения», «Ешь, молись, люби» и комикс «Возвращение Тёмного рыцаря».
Фраза «Не принимай это на свой счёт», которую позже роняет Джерри — как раз одно из четырёх соглашений (другие: «следуй своему слову», «не делай предположений» и «делай всё на свои 100%»). С «Бэтменом» более запутанно: Джерри говорит, что комиссар Гордон был не против «отпуска» Брюса Уэйна. В фильме «Возвращение Тёмного рыцаря» тот решил сложить мантию Бэтмена и жить своей жизнью — Гордон об этом знал, но решил не говорить. В комиксе же Уэйн просто стареет и решает отойти от дел — не очень понятно, причём тут согласие Гордона и почему Джерри перепутал фильм и комикс. Или их перепутали сценаристы?
В любом случае Выживший Джерри принял ту же истину, что и Рик: нужно просто отпустить и забить. Возможно, именно поэтому он кажется нам «крутым» и Морти так быстро к нему привязался (камон, он продолжил искать его кампании даже после того, как батя его кинул). Или же Выживший Джерри — это реально Идеальный Джерри (он и сам назвал свою жизнь идеальной, так что…).
Рик тем временем летит через пятое измерение — любопытный момент, потому что через него, судя по всему, можно попасть в любую вселенную. То есть пятое измерение — это пространство, в котором существуют все реальности, и Злой Морти как раз открыл проход в него, которым может воспользоваться кто угодно. Никакая портальная пушка не нужна, только система навигации — и, кажется, это такой небольшой сюжетный поворот: главная функция пушки Рика была не в путешествии между вселенными, а в ориентации в пятом измерении. Теперь же для этого нужен навигационный маяк, установкой и защитой которого занимаются Саммер, Бет и КосмоБет.
Сразу разделаемся с их сюжетной линией, потому что там всё довольно просто: Бет ревнует дочь к своему клону, КосмоБет хочет наладить связь с дочкой, но всё равно держит дистанцию. На этой почве между мамами разгорается кратковременный конфликт, который быстро разрешает сама Саммер: не надо ревновать, потому что мне 17 и я привязываюсь ко всем подряд, и не надо бояться нарушения границ, потому что я просто хочу чаще видеться. Это, собственно, проговаривается прямым текстом в стиле Саммер.
Вернёмся в пятое измерение. Чатбот-Дайен в полёте разжёвывает Рику произошедшее с перезагрузкой портальной жидкости, как бы давая понять, что цель их священной миссии тоже запрет в своей вселенной, и снова разжигая жажду мести, от которой учёный почти что избавился. Здесь мы узнаём, почему Рик из всех Морти выбрал именно нашего — оказывается, это внук Прайм Рика (как его называют создатели сериала), который убил Дайен. Дед использует ДНК внука, чтобы найти его деда — видимо, в разных вселенных ДНК тоже формируется по-разному. По дороге к цели Рик рассказывает Морти суть происходящего, а тот зачем-то снова вслух разжёвывает это (но для кого?).
Пришло время первого (для нас) столкновения Рика и Прайм Рика, видимо, нового антагониста всего сериала. «Злодей» сразу же начинает путать оппонента, отсылаясь к Кайзеру Сёзе из фильма «Подозрительные лица» (расшифровывать не будем, потому что спойлер, фильм хороший, посмотрите, если ещё не). Мы теперь уже знаем, что всё это время цель всей жизни Рика была прямо перед его глазами нагишом, что делает всю сцену только смешнее. Интересно, что Прайм Рик говорит, будто видеосообщение было записано заранее, однако его глаза следуют за всеми перемещениями Рика.
Рик уже готов был нырнуть в очевидную ловушку (помните мысль о риске жизнью?), но Морти использует тактику «суицидника», чтобы напомнить деду, что на самом деле важно. Теперь у него есть семья, которая ему не безразлична — так что не стоит при любой возможности лезть на рожон. И как раз пришло время объединить всех Смитов — правда, Рик надеялся, что они забудут о Джерри, но не вышло. Мы узнали, что в оригинальной вселенной бати тот не разводился с Бет, поэтому их отношения не излечились и они также ненавидят друг друга. Именно это Рик и называет «вайбами второго сезона», как бы намекая всем желающим «вернуться назад» и подтверждая, что персонажи выросли.
Весь этот эпизод, собственно, посвящён возвращению назад, столкновению героев с прошлым, по которому сразу видно, насколько они изменились. Они уже не те, что в первом, втором, третьем и даже четвёртом сезонах: Рик стал более открытым и привязанным, Морти стал более самостоятельным, Джерри со временем познал себя и т.д. Возвращения назад не будет, потому что у Рика (и у нас) теперь новая семья — они хоть и из разных вселенных, но они вместе. Спасибо, кстати, Морти и Саммер за то, что разжевали это для нас. В качестве подтверждения деду приходится снова менять вселенные — и если раньше он брал с собой только Морти, то на этот раз взял всех Смитов. В конце, кстати, Рик пытается понтоваться, мол, ему на всех насрать, но в это никто не верит, потому что знают, что важны для него. Ну, это так, чтобы ещё раз разжевать напоследок.
Причина смены вселенной, кстати, абсурдна и ужасна до нельзя. Во-первых, Джерри снова оплошал и уничтожил весь мир буквально за 40 секунд. Во-вторых, любопытно, что Рик считал милым и держал дома то, что может уничтожить Землю так быстро. В-третьих, Мистер Фрундель — возможно, одна из самых ужасающих концепций всего сериала, где-то из команды лавкрафтовских ужасов. Единственный вопрос: почему он не укусил клетку, в которой сидел? В-четвёртых, можно попрощаться с Богом Времени Джессикой из первой серии пятого сезона, потому что она теперь — Мистер Фрундель.
Ах да, ещё Рик успокаивает внука, что Морти не приманка для Прайм Рика, потому что тому действительно на всё насрать — и это делает его настоящим Риком, возможно, самым риканутым Риком из всех, каким раньше был наш Рик. Он больше не король этого мира и даже не король Центральной Конечной Кривой, если бы она ещё существовала. А сам Прайм Рик появляется в сцене после титров, в которой демонстрирует удивительные навыки регенерации, которые не очень похожи на технологии Риков, и убивает одного из лучших персонажей сериала. Единственное утешение: он не знает про уничтожение Цитадели и проблемы с портальной жидкостью.
Вот мы дошли до финала, мысль серии понятна и разжёвана персонажами, остался только перевари-бот. По количеству слова «разжевать» в тексте и странной повторяющейся шутке про это вы, наверное, уже догадались, в чём соль. А если нет, то давайте переварим: не только Рик и Морти не готовы к твёрдой пище в начале серии, но и зрители не готовы к глубоким сериям, хоть и изголодались по «Рику и Морти». Сначала для них нужно всё разжевать, пока их организм снова адаптируется к сериалу, а потом уже можно заваливать сложными концепциями, как раньше. Так что, кажется, дальше будет только лучше.