В этом году фильму «500 дней лета» (500 Days of Summer) о трагичной истории любви Тома и Саммер — 15 лет! Под обёрткой лавстори лента прячет психологическую драму, разрушающую штампы ромкомов. Вспоминаем, как режиссёр Марк Уэбб переворачивает клише жанра и создаёт героев, впервые задумавшихся об истинной природе чувств.
Том (Джозеф Гордон-Левитт) работает в организации по производству открыток и изо дня в день придумывает поздравительные тексты. Неожиданно в их коллективе появляется новенькая — секретарша Саммер (Зои Дешанель), в которой безнадёжный романтик видит соулмейта и любовь всей жизни. Однако в реальности не всё так радужно: девушка сразу сообщает, что её не интересуют серьёзные отношения, да и в любовь она не верит. Между тем у героев всё равно возникает интрижка, которая заканчивается сокрушительным для Тома разрывом и тотальной переоценкой жизненных ценностей.
На пути к…
Авторы истории Скотт Нойштедтер и Майкл Х. Уэбер не считали себя профессиональными сценаристами. До «500 дней лета» в их арсенале значилась лишь вторая часть «Розовой пантеры» — дебютная и совместная драматургическая работа. В этой связи ни у кого из команды не было больших надежд на поп-культурный успех ленты. Нойштедтер, переживший тяжёлый разрыв с девушкой, преследовал собственную цель: посредством кино закрыть гештальт и проговорить обиду. К удивлению обоих авторов, картина оказалась прорывом в жанре романтической комедии, собрав в прокате 60,7 миллионов долларов при бюджете в 7,5 миллионов.
Некоторое время команда сомневалась в выборе главного героя. Сценаристам было важно отразить искалеченность персонажа во время драматических сцен, поэтому они искали в меру юморного актёра, который смог бы выдержать напряжение. Зои Дешанель изначально понравилась режиссёру Марку Уэббу, который увидел её в клипе The Offspring. Получив первый драфт сценария, актриса отказалась от роли из-за недостаточно раскрытого женского персонажа. Она не понимала, какой Саммер должна предстать перед зрителем. До «500 дней лета» Левитт и Дешанель уже успели поработать вместе в фильме «Маниакальный», из-за чего их дуэт стал ещё более правдоподобным: они уже умели взаимодействовать друг с другом. К тому же актёры считались друзьями: в перерывах между съёмками они делились наушниками, вместе слушали музыку и горячо обсуждали её.
Кто злодей?
По сюжету Том винит возлюбленную во всех бедах. Она ведь злодейка: безжалостно порвала с ним, растоптав его любовь. Но можно ли считать Саммер высокомерной сучкой, а Тома — жертвой? Ответ на этот вопрос то и дело возникал после премьеры ровно до того момента, пока зритель не осознал, что перед ним не злодей и жертва, а обычные люди. Сценаристы Нойштедтер и Уэбер умело завернули содержимое истории в обёртку ромкома, не предупредив о начинке. Между тем внутри оказалось ни что иное, как психологическая драма, где герои задаются вопросом: «А что такое эта ваша любовь?»
Если персонажи стандартных романтических фильмов закладывали в интерпретацию чувства тотальное обладание друг другом, то Саммер уходит от ярлыков и шаблонов, желая найти в отношениях прежде всего свободу. «500 дней лета» затронул разговоры о новой этике ещё до общего бума. Героиня Дешанель сразу предупреждает Тома о своих намерениях. Следовательно, все её последующие действия становятся скорее логичными, чем нет.
Однако долгие годы фанаты терроризировали актрису, воспринимая её в качестве Саммер и обвиняя, что она растоптала Тома. Спустя девять лет после выхода фильма Гордон-Левитт призвал расстроенных зрителей пересмотреть фильм. Как и авторы сценария, актёр не видел другого исхода романа, считая Тома тотальным эгоистом.
Мужчины говорят об инфантилизме
Скотт Нойштедтер и Майкл Х. Уэбер не стесняются говорить о мужской инфантильности. Том требует от Саммер серьёзности и обижается, когда не получает желаемого. Как архитектору, ему важен расчёт: не случайно он подсчитывает дни их романа и расставания. Марк Уэбб делает Тома рассказчиком, который по литературной традиции недостоверен. Герой делится со зрителем историей несчастной любви, вовлекая в переживания весь мир.
В «500 дней лета» женщины обладают куда более развитым эмоциональным интеллектом и внутренней зрелостью. Так, младшая сестра героя Рэйчел (Хлоя Грейс Морец) становится его психотерапевтом, раздавая советы, основанные на её школьных влюблённостях. А незнакомка Элисон (Рэйчел Бостон), с которой герой идёт на свидание в попытке забыть Саммер, наводит мужчину на мысль, что в этой истории не прав лишь он. По итогу всё сводится к мысли об изменчивости памяти, когда одни и те же события воспринимаются по-разному. Нужно только заглянуть вглубь, и тогда всё встанет на свои места.
Для реализации этой идеи Уэбб использует нелинейный нарратив, где дни тома с Саммер и без неё показаны вперемешку. Режиссёр сталкивает сцены в одной локации, но с разным эмоциональным эффектом. Яркий пример — прогулка по «Икее», которую сценарист Майкл Х. Уэбер взял из собственной жизни.
«Когда только начинали обсуждать фильм, мы говорили, что в отношениях ты можешь либо подниматься в гору, либо спускаться с неё, переживая одни и те же моменты дважды. В зависимости от того, на какой стороне находишься, будет меняться атмосфера. Мы подумали, разве не интересно, если эти сцены будут сняты вплотную друг к другу, а не с интервалом в час? — говорит Уэбер.
Новая маскулинность
Одновременно с демонстрацией мужской инфантильности авторы прибегают к идее новой маскулинности. Том не стесняется открыто говорить о своих чувствах и проявлять эмоции в отличие от других романтических героев вроде Марка Дарси (Колин Фёрт) из «Дневника Бриджит Джонс». Параллельно персонаж не отличается брутальностью, как Юэн Макгрегор из комедии «К чёрту любовь!». А единственная попытка Тома защитить возлюбленную заканчивается разбитой губой. Авторы говорят о мужской депрессии, когда переживание разрыва происходит с немытой головой в халате и обилием джанк-фуда, а не в постели с кучей незнакомок. Таким образом, табу на мужскую чувственность шатается всё сильнее.
Manic pixie dream girl
Саммер — воплощение маниакальной девушки-мечты, которая появляется в фильмах, чтобы перевернуть с ног на голову жизнь депрессивного персонажа. Такие героини общительны, инициативны, обладают «особыми» вкусами вроде инди-музыки, а ещё бесстрашны. Феминизм интерпретирует термин «порождением мужской фантазии». Однако Скотт Нойштедтер и Майкл Х. Уэбер попытались вывернуть наизнанку устоявшийся троп, из-за чего Саммер цинично говорит о любви и, наоборот, вводит героя в депрессию.
Соулмейты — не про нас
«500 дней лета» помещает в центр повествования героев, фанатеющих по своим культурным увлечениям. По их представлению, потенциальный партнёр должен обязательно разделять их ценности, другой исход просто невозможен. Именно поэтому первый разговор Тома и Саммер начинается с общей для обоих темы — песни группы The Smiths. Однако на деле оказывается, что для любви мало иметь лишь общие поп-культурные коды.
«Если ей нравится та же заумная муть, что и тебе, это не значит, что вы родственные души».
Красной нитью сценаристы проводят тему неидеальности сущего. Эту мысль озвучивает второстепенный герой ленты Пол (Мэттью Грей Гублер), друг Тома: «Она не девушка моей мечты; она лучше, потому что она настоящая». Персонаж Левитта загнал себя в угол идеями любви до гроба и родственности душ, основанной лишь на общих интересах, а потом вмиг потерял как Саммер, так и веру в судьбу.
«500 дней лета» наталкивает на раздумья о культуре ожиданий и загадывании наперёд. Для этого в одной из сцен режиссёр делит экран на две части, прямо как в меме «ожидание и реальность». Так, вечеринка у Саммер после расставания героев заканчивается не воссоединением бывших любовников, а помолвкой девушки и уже окончательно разбитым сердцем Тома.
Вопреки штампам ромкома фильм Марка Уэбба предлагает прислушаться к себе и принять одиночество, ведь даже в нём можно обрести счастье. А ещё приближает киношные лавстори к реальности, где люди приходят на время — и это нормально.