Серии игр Doom исполняется 30 лет. За это время многое успело измениться, были многочисленные перезапуски. Все знают его как беспощадный, кровавый и динамичный шутер с минимальным сюжетом и прохождением уровней с толпой адских отродий под драйвовые треки. После успеха первой части Doom появление похожих игр не заставило себя ждать.
Shadow Warrior или Doom в азиатском сеттинге
В этой игре вам предстоит играть за ниндзя-наёмника, кромсая не только других синоби и продажных боссов корпораций, но и демонов. Ло Ванга нанимают для крупной сделки по покупке меча. В приобретении оружия ему отказали, возникает потасовка, а позже выясняется, что ещё тёмные силы вырвались наружу и непрочь истреблить всё людское населление. Главный герой кооперируется с одним из демонов, который хочет помочь добыть Ло Вангу меч.
Сюжет незамысловат: периодически разработчики показывают кат-сцены, которые помогают разнообразить игровой лор, а ещё показывают новых демонов. Главный герой в отличие от Думгая чрезмерно общительный: часто генерирует пошлые шутки, общается с NPC, матерится и забавно комментирует происходящее.
Выбор оружия большой, к удивлению, ниндзя может использовать не только катану, но и пушки. Локации в японском стиле в игре красивые и обширные: маленькие деревеньки, цветущие деревья, горные местности и огромные крепости впечатляют.
Основная цель игры от независимой польской студии Flying Wild Hog продолжает идеи Doom: нужно добираться из одной точки в другую, параллельно истребляя врагов и отгадывая несложные загадки. Есть и отличия: помимо прокачки оружия, можно качать и самого героя. У игры есть вторая и третья части, но они ушли в графон и сервис, сохранив при этом «мясной» динамичный шутер в основе.
Кровавые пиксели Blood
Вселяющая ужас одними лишь криками боли врагов, игру Blood от студии Monolith Productions многие считают лучшим мясным шутером и по сей день. Главный герой под вашим управлением беспощаден ко всему живому: им движет лишь желание мести.
Шутер старой школы от первого лица. Основная задача — убить всё, что убивается и проходить из одной локации в другую. По сюжету Калеб вместе со своей возлюбленной служил в секте бога жестокости, жаждущего крови Чернобога. По его приказу сектанты принесли в жертву Калеба вместе с возлюбленной. Через 20 лет герой ожил, чтобы отомстить.
Мрачные локации включают в себя большое разнообразие «мяса», которое можно истреблять. Уровень жестокости в игре выходит за рамки: Blood предоставляет возможность умертвить врагов самыми изощрёнными способами. Например, можно оторвать врагу голову вилами, а после сыграть ей в футбол. А ещё поджечь жертву, слушая предсмертные вопли или разорвать на кусочки толпу мирных жителей при помощи динамита. Всё это приправлено чёрным юмором главного героя. Пиксельность игры совсем не умаляет её безжалостности, а музыка на фоне вызывает мурашки, отлично дополняя давящую атмосферу.
Убивай в ритм Metal: Hellsinger
Уже при первом взгляде на Metal: Hellsinger от студии The Outsiders можно сказать, чем она похожа на Doom: это всё тот же ритм-шутер с адской тематикой. В Ад попадает душа, но вместо того, чтобы нести наказание за свои грехи, она жаждет мести. А мстить душа хочет за украденный голос.
Вас ждут линейные локации Преисподней, проходить которые вы сможете только когда на поле не останется ни одного демона. Крошить врагов предстоит в такт музыке, так что игрокам без музыкального образования поначалу придётся тяжеловато. Однако со временем привыкаешь, тем более, что в игре даются подсказки, в какой момент трека нужно перезарядиться, а в какой — добить врага. Тут многие пользователи второй раз заметят заимствования у Doom. Да и добивания в адских шутерах практически идентичны — при низком здоровье враг начинает мигать, и тогда с ним можно покончить, восполнив здоровье.
Учиться чувствовать ритм подкупает отменный тяжёлый рок. С каждым вашим действием в такт, вокал становится задорнее, и уничтожать дьявольское отродье всё веселее. Выбор оружия позволяет сделать это самыми разными способами, хоть он и не такой большой, в отличие от остальных игр в списке. Арбалеты, пушки, бумеранги в виде адских воронов и мечи — всё это в вашем распоряжении.
Точно не Doom, а Ultrakill
Разработчик игры ментально живёт в конце 1990-х. Иначе почему Арси Хакита выпустил шутер от первого лица, отдающий дань традициям жанра? Ultrakill создана по олдскульным правилам: толпы врагов, насилие, кровь и внушительный арсенал оружия.
Уровни в игре очень разнообразны: райские сады, состоящая из плоти комната, построенный над лавой замок. Видовое разнообразие враждебных мобов не так велико, но Ultrakill компенсирует это спауном на уровнях. Эта фишка может изменить динамику боя, например, если в самый неподходящий момент появятся стрелки в неудобном месте, которые будут дамажить вас, пока не доберётесь до них.
Наличием крови в этом списке уже никого не удивишь. А кровь здесь — самый важный фактор, потому что именно она заменяет игрокам аптечки!
Игра пытается быть максимально непохожей на Doom. Однако её важная составляющая — музыка, так же как и у первопроходца. Пока Хакита разрабатывал игру, группа Metallica в арена-шутерах стала обычным делом. Тогда он начал миксовать любимые треки и переделывать их, чтобы не повторяться. В итоге в игре можно услышать классику, лёгкий эмбиент, а также множество инструментов, которые разработчик смиксовал в одно звучание. Вот только Doom работали с музыкой по той же схеме, смешав «всё, что считают весёлым». Утрированные экшен и насилие, вот что создатель Ultrakill счёл весёлым.
Сумасбродное оружие в Painkiller
Painkiller приветствует игроков сюжетной вставкой, чтобы сразу обозначить, кого и для чего придётся убивать на протяжении игры. По сюжету Дэниел вместе с женой разбиваются в автомобильной аварии. Перед тем, как герой попадает на небеса, высшие силы предлагают ему выполнить работу — перебить генералов Дьявола и разбить его армию.
Хоть сеттинг игры опять вертится вокруг Ада, чисто визуально на Doom это не похоже. Герой не спускается в пекло и отстреливает всякую нечисть: вурдалаков, скелетов, монахов. Выполнять свою миссию герою предстоит в совершенно разных уголках Земли: на кладбище, в соборе, городах, психбольнице, замке.
По старым традициям игра, разработанная People Can Fly, выполнена в формате Deathmatсh: на каждом уровне нужно отстреливать огромное количество врагов, чтобы пройти дальше. Painkiller не показывает чего-то нового, однако знает, чем разнообразить жанр.
Физика — основная фишка игры. С врагами можно делать практически всё что угодно и как вам угодно. Игроки часто удивляли самих разработчиков интересными применением оружия. Например, моба можно прибить к стене с помощью кола, расчленить устройством, стреляющим сюрикеном, ударить молнией и взорвать гранатой. Использование посторонних предметов приветствуется, будь то взывающая цистерна, люстра или мебель. В этой задорной вакханалии легко забыть о сюжете, который нужен в подобных шутерах для галочки.
У каждого клона Doom есть четыре обязательных пункта для удачного олдскульного шутера: ультранасилие, адреналиновая музыка, армия пушечного мяса и сюжет, о котором можно забыть, когда в руки дают пушку. Отдавать дань традициям и развивать идеи оригинала — это хорошо, но добавлять что-то своё ещё круче: новые способы истребления врагов, неординарные локации, свои правила, такие как урон увеличенный от музыки! Однако смысл у всех проектов один и тот же — забава ради забавы. Напишите в комментариях, в какие игры из списка вы играли!