Вот она, последняя серия «Рика и Морти» в этом году (и десятилетии тоже). Джастин Ройланд у себя в твиттере написал, что это его любимый эпизод первой части четвёртого сезона, и мы склонны с ним согласиться.
Когда-то давно и создатели шоу, и сам Рик говорили, что отказываются затрагивать путешествия во времени. Оно и немудрено — тема сложная научно и в реализации, ведь можно наткнуться на знаменитые временные парадоксы. Правда, путешествиям во времени было суждено оказаться в мире «Рика и Морти» (особенно с учетом коробки с надписью «штуки для путешествий во времени», которая лежит в гараже Рика с первой серии).
Как ни странно, во всём виноваты змеи — у создателей сериала уже давно была забавная идея завязки сюжета: Морти кусает космическая гадюка. Однако, они долго не могли решить, куда этот сюжет будет развиваться. Пока не придумали сделать пародию на «Терминатора» и заодно — на путешествия во времени. Давайте, чтобы без лишних скачков, сначала пройдёмся по путешествию Рика и Морти, а потом перейдем к полетам Джерри.
Завязка, как мы уже сказали, проста: у тачки Рика ломается колесо, дед выходит в открытый космос его чинить и говорит Морти ждать в машине. Внук, как это обычно бывает в начале эпичного приключения, его не слушается и выходит из машины. В ответ он получает пассаж Рика об опасностях космоса и укус змеи в скафандре. Чтобы вылечить внука, ученый направляет свою колымагу к планете змей, где выясняется, что погибшая рептилия была чем-то вроде Базза Олдрина для своего народа.
Морти терзает совесть — как он мог оставить целую планету без надежды? Он посылает в мир змей лже-космонавта, купленного на Земле. Однако рептилии быстро поняли, что имею дело с пришельцем — причем, мы поняли это абсолютно без слов, музыки и мимики, а просто по «ссссссссссссссс». Это сплачивает их планету, которую раньше раздирали расовые войны, и змеи начинают работать над машиной времени или, как её назвал Рик, «непродуманной технологией по уничтожению Вселенной».
Вот тут начинается самое интересное и сложное. На Морти начинают нападать орды роботов-змей из будущего — якобы они должны его убить, чтобы он не остановил наступление змеиного аналога Скайнета (Змейнета) в будущем. Отбившись от первой волны, Рик берёт внука и летит на планету змей, где уже во всю идет война с роботами.
Здесь у нас возник первый большой вопрос: почему лже-космонавт прилетел в мир, где у всех ручные диктофоны и плёночные фотокамеры, а Рик и Морти — на суперсовременную военную базу, где уже идет наступление высокотехнологичных змей? Наша версия: задумавшись об изобретении машины времени, змеи запустили процесс изменения своей истории, и, видимо, кто-то после изобретения этой технологии отправил в прошлое что-то, что ускорило технический прогресс. В подтверждение этой мини-теории: посмотрите на скрин ниже — какого чёрта из будущего прилетели змея-ковбой и змея-фараон? Все просто: они прилетели из прошлого, в котором оказались технологии из будущего. Запомните этот момент, через абзац мы к нему вернёмся.
Рик и Морти находят машину времени змей, которую они еще не достроили. Чтобы немного ускорить процесс, Рик заставляет себя из будущего принести ему готовую машину времени и документы, которые помогли бы змеям изобрести её раньше. Как он это сделал, мы обсудим чуть позже, а пока — к змеям.
Они пользовались ущёрбной (классической) моделью путешествий во времени. Рептилии получили технологию и тут же начали переписывать свою историю: спасли змее-Линкольна, пытались убить змее-Гитлера, пытались остановить убийц змее-Гитлера. Все их попытки изменить прошлое привели к тому, что они заходили всё дальше и дальше в прошлое. Ведь когда одна сторона пыталась изменить прошлое в свою пользу, другая пыталась это остановить — и это всё превратилось в такой слоёный пирог, который увеличивался и поглощал всё больше и больше таймлайна существования змеиной расы.
Рик рассчитывал, что их выходки заметят в Межпространственной временной полиции — так и случилось. Две сущности, которые мы видели в первом эпизоде второго сезона, отправляются в первобытные змеиные времена и избивают какого-то змея. Судя по всему, этим они отменили либо всю эту заваруху с путешествиями во времени, либо полностью уничтожили расу разумных змей — достоверно мы не знаем. Однако в конце мы увидели визуализацию метафоры, которую создатели сериала заложили в эту серию — Уробороса или змею, пожирающую саму себя.
Теперь вернёмся к Рикам и Морти из будущего и настоящего. Чтобы не сломать историю, учёный воспользовался немного другой моделью путешествия во времени — замкнутым циклом. Заставив себя будущего помочь себе настоящему, он создал небольшую петлю. Её развязку мы видим перед титрами, когда Рик и Морти из будущего дают себе в прошлом задание помочь себе в прошлом-прошлом (во время штурма Змейнета).
Пока прошлые герои шьют костюмы змей и составляют справочник по постройке машины времени на змеином, будущие персонажи сидят с семьей и наслаждаются гоголь-моголем — то есть существует одновременно два Рика и два Морти. Потом прошлые Рик и Морти отправляются в прошлое-прошлое, внук получает фингал от деда (ибо нехрен было выходить из машины!), вручают себе всё необходимое и отправляются назад в будущее, где встречают себя из прошлого и заставляют повторить цикл. А затем идут наслаждаться гоголь-моголем, замыкая петлю. Ферштейн?
Так, с путешествиями во времени вроде бы разобрались (хоть и остался один вопрос: почему изменение истории змей не меняло историю Рика и Морти?), перейдем к Джерри. Всё начинается с того, что Бет не уверена в способности мужа выжить и ставит Морти следить за его благополучием. Чтобы забрать внука, Рику пришлось сделать тело Джерри легче воздуха, а его ботинки — тяжелее.
Однако тот умудрился накосячить даже в ношении обуви. Пытаясь выпендриться перед баскетболистами, Джерри теряет ботинок и отправляется в полёт. Как ни странно, выбраться из этой ситуации ему удалось самому и при помощи смекалочки — наполнив штаны водой, он приземлился под их весом. Почувствовав свои способности, Джерри даже кидает Рику ультиматум — либо я выживу сам, либо в моей смерти будешь виноват ты.
Однако, жестокий мир снова отправил несчастного в свободный полёт. В какой-то момент Джерри отчаялся пытаться что-то доказать своей семье, но внезапно ему в голову пришла идея уцепиться за самолёт. В итоге он выживает (ценой жизни пассажиров этого самолёта) и вешает рождественские огни на дом — получается очень даже неплохо. На какой-то момент может показаться, что настало время роста для его персонажа, однако в конце он снова распинается/унижается перед Риком, что немного убивает надежду. Но мы всё равно будем верить.
Напоследок кинем вам немного фактов, потому что вплетать их в повествование было бы слишком длинно:
Как ни крути, лучшее, что есть в этой серии — змеиный джаз. Создатели серии сказали, что ненавидят змей и были против превращения их в разумную цивилизацию, однако всё было сделано ради змеиного джаза.
Судя по сцене со спущенной шиной, Рик внимательно следит за возможностью возникновения клише в сериале, чтобы не попасть в очередную передрягу. Но Морти невозможно контролировать и всё идет по.. плохо всё идет.
Блиц о Джерри: его нет в контактах Бет, у него в телефоне есть фотки всех, кроме Саммер, он любит Рика, судя по этим фоткам, и, внимание, умеет думать!
Когда Рик отказал Морти в путешествии в мир сисек, он тут же предложил его Саммер. Это — точно подтверждение того, что как только с Морти что-то случится, у дедули всегда есть запасной партнер.
В оригинале озвучку для машины Рика делает Кристофер Уокен, а не Чарли Шин. Он же играл в фильме «Клик» учёного Морти, который вручил Адаму Сэндлеру тот самый пульт, с помощью которого Рик поставил Бет на паузу. Одну часть шутки удалось сохранить ценой потери второй части (прости, Сыендук).
При создании этой серии Дэн Хармон хотел достичь эффекта «сломанного телевизора». Например, чтобы когда кто-то смотрит сюжет со змеиным народом и лже-космонавтом (где нет даже музыки), люди в соседней комнате слышали странное шипение и думали, что же там происходит.