Спустя почти год до нас наконец-то добрался новый фильм непревзойденного проказника японской анимационной индустрии, основателя студии Science SARU Масааки Юасы — «Ину-о: Рождение легенды». Именно он подарил нам такие шедевры, как «Игра разума», «Руки прочь от киноклуба», «На твоей волне». Яркий авторский стиль Юасы всегда выделялся даже даже в ряду японских аниматоров, которые любят и умеют экспериментировать с картинкой. В новой работе смешение стилей и техник изображения выглядит свежо и особенно провокационно, учитывая сюжет картины. Но обо всём по порядку!
В 2021 году студия Science SARU в поисках сюжета для нового сериала впервые обратилась к классической японской литературе. Причём замахнулась сразу же на самое авторитетное и уважаемое произведение «Повесть о доме Тайра». Точное время его создания неизвестно, но предположительно это первая половина 13 века. Повесть стала одним из первых произведений, распространяемых японскими странствующими музыкантами и сказителями бива-хоси, благодаря чему получила распространение как в крупных городах, так и в отдалённых и труднодоступных регионах Японии. Даже жанр произведения определить сложно, так как в ней сочетаются классические японские повествования моногатари, исторические хроники и другие жанры.
Команда студии Science SARU во главе с талантливым режиссёром Наоки Ямадой, подарившей зрителям в свое время трогательную «Форму голоса» и зажигательный K-On!, взялась за работу над сериалом «Хэйку: повесть о доме Тайра», который получился весьма успешным и снискал хорошие оценки критиков и любовь фанатов. Этот сериал можно смело рассматривать своеобразным приквелом к новой работе Масааки Юасы.
Традиционно «Повесть о доме Тайра» делят на 12 свитков. В основу своей работы Юаса взял, пожалуй, самый трагический сюжет повести из 11 свитка, в котором гибнет весь оставшийся флот дома Тайра вместе с юным императором Антоку в Битве при Данноуре. При этом автор обращается не к самому классическому сюжету, а к событиям, произошедшим через несколько десятков лет.
Это история одного из слепых монахов бива-хоси, Томоны, на чью жизнь повлияли события прошлого, лишив как зрения, так и отца. Волею судьбы Томона встречает проклятого при рождении Ину-О. Это встреча глобально меняет жизни обоих, помогает выйти за рамки и пойти по новому творческому пути. Томона меняет имя, отращивает волосы, как у рок-звезды, и начинает исполнять собственные песни под музыку, которую пишет сам, полностью выйдя из-под влияния наставника, придерживающегося, как и все остальные монахи, канонического исполнения сказаний.
Ину-О же под аккомпанемент Томоны начинает путь действительно выдающегося танцора, придумывая головокружительные танцевальные номера со спецэффектами, достойными рок-концертов и бродвейских постановок. В танце Ину-О рассказывает истории, услышанные у неупокоенных душ самураев дома Тайра и постепенно идёт к избавлению от давлеющего над ним всю жизнь проклятия. Дерзость и яркость новоиспечённой группы создают разительный контраст как с традиционным укладом жизни, так и со всей культурой того времени. Они просто обречены на успех.
В фильме уникальный стиль Юасы-аниматора раскрылся в полной мере. Рисунки экспрессивны и зачастую напоминают скетчи, обманывая зрителя своей простотой и напускной небрежностью линий, но стоит лишь приглядеться — осознаёшь весь масштаб проделанной работы. Скрупулезная прорисовка фонов, деликатное использование акварельной техники, почти магическое изображение мира глазами слепого исполнителя. Юаса потрясающе представил даже звуки, которые слышит Томона. Весь фильм выглядит как цветовая волна цунами над Канагавой, которая вот-вот обрушится на зрителя с экранов.
Конечно, помимо визуальной составляющей, огромную долю очарования этому аниме даёт музыкальный ряд. Фактически Юаса снял рок-оперу в реалиях феодальной Японии 14 века, что само по себе сносит крышу! Под звуки классической японской бивы подложили роковое гитарное звучание с ярким соло, а для озвучания Ину-О Юаса пригласил рок-исполнительницу Аву-тян, известную по вокалу в группах Queen Bee и Gokumontō Ikka. Голосом Томоны стал известный японский певец и танцор Мираи Морияма.
Эта история не о великих исторических битвах прошлого, ни о музыке и бремени славы. Она о храбрости и силе искусства, о самопожертвовании и преданности. О том, что некоторые истории должны быть рассказаны любой ценой. И, конечно же, о том, что всё будет хорошо. Всё всегда заканчивается хорошо. Если всё закончилось плохо, значит это ещё не конец.