2 марта в российский прокат выходит драма «Нюрнберг» Николая Лебедева, посвящённая международному военному трибуналу. В главных ролях — звёзды нашего кино: Сергей Кемпо, Любовь Аксёнова, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Игорь Петренко и многие другие. По этому поводу вкратце рассказываем о самом фильме, а заодно вспоминаем и другие исторические драмы, которые заслуживают просмотра (возможно, повторного).
Российские
«Нюрнберг»
Историческая драма Николая Лебедева, режиссёра «Легенды №17» и «Экипажа» с Данилой Козловским, по его собственному сценарию, написанному совместно с историком и юристом Александром Звягинцевым. Это история переводчика советской делегации, ветерана войны Игоря Волгина, и русской девушки Лены, которые встретились в Нюрнберге накануне знаменитого суда над нацистскими преступниками. Создатели говорят, что в основе сюжета лежат многочисленные документы, некоторые из которых до сих пор не были обнародованы.
«Дорогие товарищи!»
Драма, посвящённая одному из самых трагических событий в истории СССР — расстрелу взбунтовавшихся рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Главная героиня — верная делу партии сталинистка, ветеран войны, чья дочь оказалась среди демонстрантов, от этого вынужденная пересмотреть свои взгляды. Лаконичная, намеренно лишённая полутонов чёрно-белая картинка, плюс экспрессивная актёрская работа Юлии Высоцкой — всё это делает «Дорогие товарищи!» крайне убедительной картиной о том, какими жертвами вымощена дорога в коммунизм.
«Француз»
Ещё одна чёрно-белая драма, на этот раз о Москве 1957 года, в которую приезжает Пьер Дюран, молодой парижанин, чей отец, русский по происхождению, когда-то сгинул в СССР в лагерях — его-то парень и намерен разыскать. Этот процесс приводит его к столкновению со своей негласной родиной во всех подробностях — от «правильной» солянки и ламповых бесед в общежитии до НКВДшников и «стукачей» в комнате за стеной. Красивый, глубокий, а главное — совершенно не ощущающий себя старым фильм классика нашего кино Андрея Смирнова.
«История одного назначения»
Когда молодой поручик Григорий Колокольцев, непутёвый сын генерала, случайно встретился в поезде с самим графом Алексеем Толстым, он не думал, что приглашение знаменитого писателя в гости обернётся участием в резонансном деле о приговорённом к расстрелу писаре, осмелившемся ударить перчаткой по лицу офицера. Историческая драма с различными знаменитостями, которых играют тоже не абы кто (от Ирины Горбачёвой до всё того же Андрея Смирнова), рассказывает о том, как несправедливый суд над человеком способен изменить историю.
«Кадиш»
История заключённого концлагеря, который, спустя много лет, решает вернуться в место, которое принесло ему самый большой ужас в жизни. Эта история перекликается с судьбой еврейской девушки, живущей в США… «Кадиш» — вторая полнометражная работа режиссёра Константина Фама, до этого снявшего короткометражки о Холокосте, одна из которых, «Скрипка», вошла в лонг-лист премии «Оскар». В этой картине он исследует влияние страшной памяти на жизнь человека, который вынужден существовать с ней вечно.
Зарубежные
«Нюрнбергский процесс»
Великая голливудская картина, одна из вершин американского кинематографа и, возможно, самый обстоятельный фильм о суде над нацистскими преступниками — недаром идёт аж три часа. Это история о процессе над так называемыми «младшими» палачами, один из которых вдруг решает во всём признаться и изобличить идеологию, по которой работали его «коллеги». Из 11 номинаций на «Оскар» фильм выиграл две — за лучший сценарий и лучшую мужскую роль (Максимилиан Шелл).
«Последняя дуэль»
Триумфальное возвращение Ридли Скотта в жанр исторической драмы, который прославил его в 2000 году благодаря «Гладиатору». Два рыцаря, Жан де Карруж и Жак ле Гри, соглашаются на дуэль, которая определит, кто из них прав: второй изнасиловал жену первого, когда тот был в походе. Впрочем, на самом деле, не прав ни один из них, а у Маргариты — своя правда. Даже жаль, что фильм провалился в прокате — с другой стороны, Скотт, по крайней мере, перестал гнаться за количеством и теперь старательно ваяет ещё два эпика — о Наполеоне и сиквел «Гладиатора».
«Король вне закона»
Ещё одна рыцарская драма, на этот раз — о том, как лорд Роберт Брюс, будущий король Шотландии Роберт I, присягает на верность королю Британии в неравной войне за независимость, но решает пересмотреть свои взгляды, когда его бывшего начальника, сэра Уильяма Уоллеса, жестоко казнят. Одна из лучших ролей Криса Пайна в карьере, пожалуй, просто лучшая — в карьере Аарона Тейлора-Джонсона, и просто дико красивое кино из нетфликсовской линейки, своего рода проект мечты шотландца Дэвида Маккензи («Любой ценой»).
«Король Англии»
Да, это ещё один нетфликсовский проект о рыцарях, и тоже про Великобританию, на этот раз — про Генриха V, легендарного короля Англии, который отправился с военным походом на Францию, чтобы усмирить негодных лягушатников во главе с одновременно смешным и грозным дофином Людовиком. Первого играет Тимоти Шаламе, и это очень убедительная демонстрация брутальности и харизмы главного любимчика твоих подруг, второго — неповторимый Роберт Паттинсон, а ассистируют им Джоэл Эдгертон, Бен Мендельсон и Лили Роуз-Депп. Выходит здорово.
«Таксист»
Из Средневековья — в XX век, да не абы куда, а в Южную Корею. 1979 год, к власти посредством переворота пришёл нелигитимный президент Чон Ду-хван, который тут же поднял на ноги армию, чтобы жёстко разогнать народные протесты. В охваченную гражданской войной страну приезжает немецкий журналист, а возить его для репортажа соглашается обычный таксист, слепо верящий своему правительству. Актёрский состав, к слову, шикарный: журналиста играет Томас Кречман из «Мира Дикого Запада», а таксиста — Сон Кан-хо из «Паразитов».