На FX подошёл к концу первый сезон сериала «Y: Последний мужчина» (Y: The Last Man), основанного на одноимённом комиксе. Шоу несколько лет провело в производственном аду, незаметно для широкого зрителя вышло и было закрыто телеканалом за несколько недель до финала первого сезона. Разбираемся, так ли всё на самом деле плохо.
О чём Y: The Last Man?
Комикс издательства Vertigo «Y: Последний мужчина» выходил с 2002 по 2007 год. Эта история от Брайана К. Вона, Пии Гуэрры и Горана Судзуки рассказывает о глобальной пандемии, из-за которой все млекопитающие мужского пола умерли одномоментно. Исключением стали Йорик Браун и его ручная обезьяна-капуцин. Сюжет рассказывает об их вынужденном путешествии по изменившемуся миру в поисках причин своего выживания. В одночасье Йорик Браун стал важнейшим человеком на Земле.
Комикс на протяжении шестидесяти выпусков рассказывал об осмыслении глобальных катастроф, попытках выживших построить новое общество на руинах старого и принятии гибели близких. Миллионы женщин погибли вместе с мужчинами в день катастрофы — об этом Вон и Гуэрра рассказывали через многочисленные истории выживших женщин. А тем, кто уцелел, нужно было как-то жить дальше. Но ради чего? Каким может быть завтра, если пережившие катастрофу осознают, что их поколение — последнее?
Комикс брал идею гендерцида и превращал её в стартовую точку для путешествия Йорика. И речь тут не столько про его физические странствия по миру, сколько о философском пути — Браун в конце истории становился совершенно другим. И это во многом заслуга всех женщин, которых он встретил на пути. Они показали ему главное — что на самом деле значит быть последним мужчиной на Земле и нести ответственность. За свои поступки, за окружающих, за будущее человечества.
«Последний мужчина» цеплял героями и тем, как за время своих странствий они проникались друг другом и раскрывались читателю с совершенно неожиданных сторон. Помимо упомянутого Брауна это и загадочный спецагент под номером 355, и учёная Эллисон Манн, и другие их спутники из разных стран. Все вместе они были тем лучиком надежды, что разгонял тьму и побуждал читать дальше в надежде на счастливый финал.
Комикс получил широкое признание в индустрии — его регулярно включают в различные подборки лучших графических произведений, в том числе и в сеттинге постапокалипсиса. Так что его экранизация была неизбежной, хоть комикс и шёл к ней много лет.
Каким получился сериал?
После всех сложностей с производством и переносов не было неожиданностью, что от оригинального сюжета будут большие отступления. Общая канва осталась та же — все млекопитающие мужского пола умерли, а Йорик Браун (Бен Шнетцер) и его обезьянка остались живы. Мир пытается понять, как быть дальше, а последний мужчина отправляется в путешествие, чтобы найти причину, почему он выжил.
Первое яркое изменение — тональность повествования. Комикс поднимал множество серьёзных вопросов, но был полон юмора и иронии. Он выступал скорее сатирой на наше общество времён нулевых и гендерные роли, чем действительно пытался представить полностью женский мир. Сериал же давит атмосферой полнейшего краха — без мужчин женщины готовы поубивать друг друга. Они воюют за власть, которая мало что представляет в новом мире силы. И в этом обществе те, кто вчера был на вторых ролях, получают возможность стать первыми.
Это, например, отлично показано в образе амазонок. В комиксе они были радикализированы и местами чрезмерно карикатурными. В сериале же их представили женщинами, принявшими изменившийся мир и решившими начать новую главу своей жизни, в которой нет больше никакого смысла цепляться за прошлое. Сериал понимает, какими были амазонки в комиксе, и потому противопоставляет нескольких героинь друг другу. На их примере создатели хотели показать, какой путь действительно приведёт женщин к новому началу, а какой лишь ненадолго продлит их ненависть к прошлому миру.
Подобных изменений много. Даже пилот сильно отличается от комикса. В последнем сама катастрофа произошла в первом же выпуске за несколько страниц. В сериале весь первый эпизод создатели неспешно подогревают атмосферу, показывая, что сначала умерли не люди, а животные, но никто не обратил должного внимания. И когда это коснулось людей, эффект совершенно иной — действительно опустошающий.
Главное опасение, которое было перед сериалом, — актёры не справятся. Всё же комикс делал ставку на персонажей. Из всего каста хочется выделить в первую очередь Шнетцера. Его Йорик, как и нужно, выглядит максимально неподходящим для постапокалипсиса. Он удачно передаёт собирательный образ простого парня, в жизни которого случилось дерьмо, которое больше его самого, и он просто пытается не быть мудаком в глазах окружающих.
Но пусть Йорик — последний и самый видный мужчина в сериале, он меркнет на фоне девушек. Спецагентка 355 (Эшли Романс), боящаяся показать, что ей так же страшно, как и всем окружающим. Хиро, сестра Йорика (Оливия Тирлби), убившая человека за минуты до гендерцида и вынужденная жить с этим после него. Дженнифер Браун, мать Йорика (Дайан Лэйн), неожиданно ставшая президентом на фоне произошедшего в стране кризиса. Каждая получает новую цель и пытается осмыслить себя в изменившемся обществе.
В сериале отлично работают отдельные линии и сцены, но как цельная картина он собирается с трудом. Недавний «Мальчик с оленьими рогами» лучше передавал атмосферу нестандартного постапокалипсиса. А «Последний мужчина», пытаясь быть чрезмерно серьёзным, периодически теряет за этим то, за что фанаты полюбили комикс. Шоу задвигает героев на фон, выставляя на первый план их проблемы, ставшие причиной гендерного дисбаланса в различных сферах жизни. Мужчины умерли, а сериал большую часть первого сезона тратит на боль женщин от проблем, которые они причиняли. В комиксе уже с первых выпусков авторы показывали, что человечество способно оправиться и начать созидать. Но сериал будто бы умышленно топчется на месте, по несколько раз проговаривая одни и те же вопросы. Безусловно, нельзя назвать их лишними — они были и в комиксе, но с иной подачей, отчего и воспринимались легче.
Почему его закрыли?
В середине ноября, незадолго до премьеры восьмого эпизода, стало известно, что FX принял решение не продлевать сериал. Это нетипично для канала — обычно подобные выводы принимаются только после выхода всего сезона и подробного анализа аудитории после финала. Что изменилось?
Оказалось, что перед продюсерами «Последнего мужчины» стояло непростое решение — судьбу сериала нужно было решить к 15 октября из-за истечения сроков действия контрактов с актёрами.
Производство сериала велось с 2015 года. За это время сменились шоураннеры, исполнители нескольких главных ролей (в сериале должны были сыграть Барри Кеоган, Имоджен Путс и Лашана Линч), но часть актёрского состава всё время была приписана к проекту. Чтобы они не ушли в другие шоу, с ними продлевали контракты несколько раз. И FX, оценив риски, решили не делать снова, чтобы не платить актёрам ещё около трёх миллионов долларов.
Сложно сказать, насколько оправдано это решение — результатов об успехе или провале сериала на тот момент не было. Но одно можно сказать с уверенностью: «Последний мужчина» не попал в нерв широкому зрителю. Сериал почти не обсуждали, а ждали его в основном фанаты комикса и любители постапокалиптических сеттингов. Один из выводов, который делает источник THR, — пандемия Covid-19 вынудила канал принять это решение. И создатели сериала в принятии этого решения не участвовали.
Единственный вариант для сериала и его шоураннера Элизы Кларк сейчас — поиск другого канала или стримингового сервиса, который приютил бы «Последнего мужчину». В силу того, что права на комиксы Vertigo принадлежат DC Comics, а издательство — компании Warner Media, фанаты рассчитывают, что HBO Max станет новым домом сериала. Но никаких официальных заявлений пока не было, поскольку есть множество сложностей с правами на шоу — они принадлежат FX, а телеканал в составе корпорации Disney. Кларк, кстати, видит проект в пяти сезонах.
Комикс «Y: Последний мужчина» всегда был сосредоточен на героях, но в нём было множество кинематографичных сцен — от крушения шаттла с МКС до сражения с израильской армией, единственной, кто почти не пострадал после гендерцида. Увидеть все эти вещи на экране, безусловно, хотелось бы. Вопрос в том — как бы их представили в интерпретации FX.
Вон не щадил Землю и своих героев, но и не оставлял их без надежды. В комиксе человечество способно вынести даже подобную катастрофу, а мир без мужчин не рухнет. В чём-то даже станет сильнее и справедливее. Но если второй сезон всё-таки будет, покажут ли в нём эти вещи, сохранив атмосферу комикса?