11 февраля в прокат выходит «Нямка» (Yummy, в нашем прокате — «Пациент Зеро»), бельгийский комедийный зомби-хоррор, опирающийся на лучшие традиции трэш-кино. В нём, например, есть шутки про раскуроченный в крошку ледяной пенис, жабы-зомби, почти что сайлентхилловские медсёстры, жаждущие человеческой плоти и много что ещё. Кинокритик Иван Афанасьев откушал перед просмотром и теперь рассказывает, почему не стоит повторять его ошибку и смотреть этот фильм до приёма пищи.
Много ли вы помните наглухо отбитых фильмов? Я обращаюсь в первую очередь не к тем, кто выискивает забористый трэш по закоулкам рутрекеров и сайтов со страшными названиями, а к тем, до кого всякая жесть доходит по обычным каналам. Простейший пример — фильм «Бомж с дробовиком» с Рутгером Хауэром, по полной эксплуатировавший стилистику «сдвоенных сеансов» дешёвейших грайндхаус-фильмов из 1980-х. Или зомби-фильм «Живая мертвечина» от Питера Джексона, где герой буквально выкашивал прущих на него скопом зомби при помощи газонокосилки, заливая всё декалитрами крови? Что уж там — такого кино не хватает. Здорово сделанный «киномусор» веселит и бодрит, проверяет на прочность и просто сохраняет ваши нервишки в спокойствии. «Нямка» — именно такое кино (называть его «Пациентом Зеро» не хочется из принципа: недавно уже был фильм с аналогичным названием).
Итак, странная семейка из девушки с внушительной грудью, матери, молящейся на пластическую хирургию, и парня девушки едут из благополучной Бельгии в дикую и неприветливую Румынию. Там, как говорят, есть удивительная клиника, в которой могут вообще всё. Девушка хочет уменьшить бюст, чтобы на него не пялились все, кому ни попадя; этому противится её молодой человек, но он рохля и нытик, а потому вынужден смириться с волей своей пассии. Мама же мечтает здорово омолодиться, чтобы стать, «как молоденькая проститутка». Прибыв на территорию клиники и разведя своих женщин по врачам, парень решает прогуляться по помещениям больницы. И, конечно, заходит, куда не нужно — в подвале он находит прикованную к кровати женщину. Посетовав на дикие нравы восточноевропейских соседей, он отвязывает даму — а та оказывается очень заразной зомби, которая начинает болтаться по медицинскому учреждению, покусывая и заражая пациентов и персонал.
Не сказать, чтобы очень новая завязка, не правда ли? Что уж там, фильм и не претендует на звание сверхоригинального. «Нямка» — это сделанное по классическим лекалам трэш-кино, в котором разнообразной дичи больше, чем смысла в самом сюжете. По ходу дела создатели довольно быстро забывают, что происходило в предыдущих сценах, логика нивелируется, как голова зомби при выстреле из дробовика в упор. Больница превращается в лютый филиал ада, в котором количество живых пропорционально уменьшается в геометрической прогрессии — те, кто выбывают из этого списка, либо становятся зомби, либо оказываются съеденными самым кровожадным образом.
Причём буквально: «Нямка» — это зомби-хоррор, забывший про тормоза. Временами складывается ощущение, что сценарист и режиссёр фильма Ларс Дамуасо специально сидел с блокнотом у окошка и выписывал самые непостижимые способы уничтожения зомби или усмирения съедобных людей. Например, в одной из сцен герой выхватывает из трухлявого живота зомбака его же ребро и втыкает прямо в глаз. А как вам разорванный надвое живой мертвец, вцепившийся в свои кишки? Фантазии автора можно даже позавидовать: такая насыщенная программа запросто может обеспечить ему оффер в Голливуд, который в последнее время с удовольствием переманивает талантливых европейцев к себе.
Но кровища и мясо — это само собой разумеющееся. Гораздо интереснее, что всё происходящее насыщенно таким количеством совершенно омерзительного (в лучшем смысле слова) и завязанного на физиологии чёрного юмора, что эстетов можно пытать этим фильмом. Отвращение превращается в намеренный эпатаж: послушайте совета и не ешьте перед просмотром — даже проверенные знатоки экранного насилия на этом фильме могут здорово удивиться.
Но фильм не лишён недостатков: потерянный потенциал темы дикости Восточной Европы, который завязан исключительно на парочке шуток на корявом русском языке, просто нельзя простить. Это тот случай, когда славянский колорит было просто необходимо развить в дополнительный смысловой пласт, не боясь получить за «плохих русских» (в данном случае — «плохих румын»). Но авторы, водя вокруг зрителя хороводы из кишок, почему-то скромничают в других моментах. Более того, ближе к концу фильм зачем-то напускает драматизма и пытаются практически давить на слезные железы, продолжая параллельно с этим разбрасывать внутренности и шутить сортирные гэги. Такая двоякость смотрится неловко: стоило бы определиться, что вы хотите — смешить публику парадом дичи или рассказывать драму о кризисе отношений? В итоге страдают обе стороны фильма.
И всё-таки «Нямка» может запросто претендовать на звание самого мерзкого и от того прекрасного хоррора 2021 года. «Эстетика ужасного» всегда имеет сильный риск скатиться в безвкусицу и вторичность. С фильмом Дамуасо этого, скорее, не происходит: до конца ты метаешься от мыслей «что за жесть» до «блин, это просто гениально». В сумме получается забавная и сделанная с выдумкой хоррор-комедия, которая идеально смотрится в компании, настроенной хорошенько посмеяться над тем, что обычно совсем не смешно.