В конце лета в онлайн-кинотеатре Okko стартовал сериал «Юг» — ламповое роуд-муви Ивана Соснина с Ярославом Могильниковым в главной роли. Это история о подростке, который отправляется в большое путешествие по России на поиски отца. Рассказываем, как мастер душевных историй Иван Соснин создал милый проект, но слегка переборщил.
«В дороге одиночество ощущается гораздо сильнее».
Юг (Ярослав Могильников) — четырнадцатилетний школьник. Комнатный цветочек, распустившийся под влиянием гиперопеки бабушки Валентины Фёдоровны (Надежда Маркина), с которой живёт с трёх лет после смерти матери. Из-за жёсткого надзора герой вырос нерешительным и застенчивым парнем, который не готов к самостоятельности и общению с окружающим миром. Всё меняется, когда подросток случайно находит следы отца — миллион рублей с квитанциями в бабушкином серванте, который всё детство был заперт на ключ. Вместо расспросов, он отправляется на поиски родственника. Парню предстоит исколесить всю Россию, чтобы добраться до папы.
«Юг» вышел сразу после финала бодрого роуд-муви «Она такая классная», укравшем сердца значительной части аудитории рассказом о парне с расстройством аутистического спектра. Это немного исказило ожидания от сериала Соснина, так как зритель, не успев отойти от предыдущего проекта, желал похожего драйва. Однако «Юг» построен иначе. Вместо компании друзей, мы видим мальчика-подростка, который только знакомится с миром. По закону жанра его, конечно же, окружает множество второстепенных героев. Погоня тоже присутствует: бабушка не остаётся в стороне и, взяв в напарники местного следователя (Тимофей Трибунцев), мчится за внуком.
Чтобы отправиться в путешествие, Юг вооружается социальными сетями, где находит потенциальных отцов с именем Дмитрий Кипень, коих набралось восемь человек. Структура сериала такова: каждый эпизод посвящён одному потенциальному папке. Следовательно, верного претендента герой встретит лишь к финалу истории. Таким образом, сценарист Алим Бесчоков на корню рубит интригу: зритель вяло перемещается от серии к серии, лишь бы поскорей дойти до развязки. А может, даже бросает просмотр после двух эпизодов.
Одновременно Бесчоков и Соснин заполняют повествование ярчайшими второстепенными героями, не дающими скучать. Здесь и проводница поезда (Анна Уколова), тратящая жизнь на женатого мужика и не уделяющая время сыну, и лесник (Антон Кузнецов), страдающий посттравматическим синдромом, и хулиганка Саша (Полина Цыганова), пытающаяся любыми способами «поднять» семью. Это обычные люди — ни хорошие, ни плохие. У каждого из них свои, пусть и искажённые, принципы и моральные нормы. В этом чувствуется трагедия и большая порция честности, которая очень ценна в современных реалиях. Внимание с потенциальных отцов перемещается на так называемых «попутчиков» Юга. А история о поиске родственника становится большим исследованием отечественного менталитета. Отдельно хочется отметить каст, ведь Могильников работал в окружении талантливейших актёров вроде Юрия Колокольникова, Максима Стоянова или Николая Шрайбера.
Несмотря на большое число второстепенных лиц, основная часть сериала существует на закадровом тексте Юга, что выбивает из колеи даже неискушённого зрителя. Герой Могильникова много философствует, выдавая наивные, но трогательные цитаты по типу «Мне кажется, паспорт нужен потому, что мы не верим друг другу на слово». Поначалу приём кажется неплохой возможностью погрузиться в мысли подростка, но далее его переизбыток начинает резко утомлять. Также Соснин использует графику, что добавляет проекту детскости, отчего и без того авторская история становится слишком нагромождённой и вязкой. Вроде бы хотели сделать с выдумкой, но переборщили, причём не слегка.
Некоторые ругают «Юг» за чрезмерную милашность и недостоверность образа подростка — мол, слишком уж он смирный, без протестов и юношеского максимализма. Стоит понимать, что мальчик вырос в абсолютно тепличных условиях: даже общественным туалетом воспользоваться не может. О каком бунте может идти речь? Многие тихони придерживаются смирения до последнего, уходя в отрыв с приходом университетских времён. По крайней мере, киноподросток не говорит направо и налево «кринж», за что уже спасибо.
Довольно трогательно наблюдать, как герой впервые едет в поезде, выкупая всё купе, дёргается от запаха в плацкарте и боится спать в одном доме с незнакомцами. Здесь всё зависит от личного опыта каждого зрителя. При этом стоит признать, что в некоторых моментах команда действительно перебарщивает — например, в одной из сцен Юг не может совладать с потребностью сходить в туалет и мочеиспускается в штаны. Собственно, за счёт подобного Соснин и Бесчоков выстраивают комедию.
Путешествие по России — крутая идея, потому что у авторов появляется возможность захватить куда больше локаций. Однако команда использует шанс в лоб, вкладывая в реплики персонажа информацию из «Википедии», прославляющую регионы нашей необъятной страны. Соснин захватывает множество городов и потрясающих локаций: остров Ольхон, Якутск, Ангарск и другие. Однако в голове то и дело всплывает вопрос: почему мальчик настолько лайтово перемещается по России?
Иван Соснин снял супердобрую и утрированную историю, которой не претит быть милой. Безусловно, команда переборщила, решив сделать всё везде и сразу. Однако получилось нечто ламповое, пусть и не для всех. Рекомендуем смотреть в попытке убежать от суровых будней.