На этот раз в нашей нерегулярной рубрике о любопытных комиксах, изданных на русском языке, сразу две истории о Бэтмене. Обе представляют Тёмного рыцаря с непривычных широкому читателю сторон. В одном сюжете герой появился в 19 веке и пытается одолеть Джека-потрошителя, навестившего Готэм. В другой истории едва начавший свой путь супергероя Бэтмен сталкивается с подражателем, который не боится убивать преступников. Полиция открывает охоту на Тёмного рыцаря, решив, что в преступлениях виновен он. Обе истории похожи своей сутью и рассказывают о борьбе супергероя за своё честное имя.
«Бэтмен. Готэм в газовом свете»
Вышедший в 1989 году комикс Batman: Gotham by Gaslight от Брайана Огастина и Майка Миньолы стал не просто историей об альтернативной версии Тёмного рыцаря. Это был комикс, с которого стартовала линейка DC Elseworlds. Этот импринт на протяжении нескольких десятилетий выпускал сюжеты о Бэтмене, Супермене и Лиге справедливости, в которых авторам предлагали реализовывать любые концепции. Основная идея — показать другие миры, где судьба супергероев сложилась иначе.
«Бэтмен. Готэм в газовом свете» представляет версию Бэтмена из 1889 года. Вернувшись в Готэм из тура по Европе, Брюс Уэйн узнаёт, что в родном городе появился серийный убийца Джек-потрошитель. Совершив серию жутких убийств в Лондоне, он решает переехать в Готэм, в котором подходящая обстановка для маньяка — преступность растёт, культурная жизнь в упадке, а люди в страхе.
Брюс Уэйн решает использовать всё, чему он научился за годы странствий, во благо и становится Бэт-меном, защитником нуждающихся и героем в кожаном плаще. Но его благородный посыл неверно трактуют: люди решают, что убийства Джека-потрошителя — дело рук героя в маске, и полиция объявляет на него охоту. Теперь, чтобы доказать свою невиновность, герой должен отыскать убийцу.
В российское издание вошла ещё одна короткая история — «Санктум» от Дэна Расплера и Майка Миньолы. Творчество художника широко знакомо фанатам комиксов о Хеллбое, ведь Миньола и создал этот эпос о демоне, решившем пойти против предначертанного ему судьбой пути. Мрачный рисунок художника отлично подходит историям о Бэтмене — во многом из-за мастерской игры с тенями, в которых обычно и скрывается Тёмный рыцарь.
Введение к книге написано от имени Джека-потрошителя, но на деле оно принадлежит писателю Роберту Блоху, известному в первую очередь по роману «Психо». Неудивительно, что столь знаменитый убийца получает отдельное вступление — в сюжете он становится серьёзным оппонентом для героя в маске. А ещё он плотно связан с прошлым Брюса Уэйна, но как именно — лучше узнать самостоятельно.
На русском языке комикс выпущен «Азбукой» в двух вариантах — в виде делюкса в твёрдом переплёте с суперобложкой и в виде сингла в мягком переплёте.
Кстати, в 2018 году вышел анимационный фильм по мотивам комикса. В нём история изменена и серийным убийцей стал другой персонаж, но стилистика викторианской эпохи и конфликт Бэтмена с Джеком-потрошителем на месте.
«Бэтмен. Самозванец»
Комикс 2018 года Batman: The Impostor вышел в рамках импринта DC Black Label. Под ним выходят преимущественно небольшие истории, ориентированные на взрослую аудиторию. Соответственно, в них и темы чаще всего более серьёзные.
Конкретно «Самозванец» — комикс Мэттсона Томлина и Андреа Соррентино. Первого вы можете помнить работе над сценарием фильма «Проект “Сила”» от Netflix. Соррентино же — художник, экспериментирующий со структурой страниц комиксов. В его работах (включая Бэтмена) вы можете увидеть, как он нарушает последовательность кадров, дробит панели на более мелкие и наоборот — выносит акценты в виде больших фрагментов на фоне. «Самозванец» — не просто детектив, но и артбук Андреа Соррентино, который наверняка не раз заставит вас задержаться на странице, изучая панели.
История происходит в своей обособленной вселенной. Ещё совсем юный Брюс Уэйн только начинает путь супергероя, как в Готэме возникает подражатель. Другой человек в костюме Тёмного рыцаря не жалеет преступников, жестоко с ними расправляясь. Полиция решает, что Бэтмен преступил черту и объявляет его в розыск. Лишь некоторые детективы верят мстителю в маске, поэтому Брюс Уэйн вынужден найти самозванца и восстановить честное имя супергероя.
Отдельная ветвь сюжета — попытка Уэйна принять и побороть тьму в своей душе, отделив от неё то, что подпитывает силами его альтер-эго. Брюс посещает психолога в надежде разобраться в себе и лучше понять не только Бэтмена, но и его подражателя. Мэттсон Томлин, кстати, был в команде Мэтта Ривза при работе над его фильмом о Тёмном рыцаре. Именно там сценарист придумал идею для своего комикса.
На русском языке комикс выпущен «Азбукой» в твёрдом переплёте.