«Смешарики» — редкий пример мультсериала, который одинаково интересен зрителям всех возрастов. Обычно анимация всё-таки делится на категории: есть проекты для дошкольников (тот же «Щенячий патруль»), а есть — чисто для взрослой аудитории, о которых мы постоянно пишем в разделе «анимация». Но «Смешарики» всегда пытались держать баланс: чтобы было полезно и интересно как детям, так и сидящим рядом старшим.
Маленькие зрители видят в «Смешариках» забавных круглых персонажей, их весёлые приключения и простые, но важные уроки о дружбе, честности и смелости. Им легко следить за сюжетом, потому что истории не перегружены сложными концепциями. Взрослые же способны заглянуть дальше: экзистенциальные вопросы, философские размышления, тонкий юмор и сатиру. А заодно и поп-культурные отсылки — создатели старались зацепить внимание всеми возможными способами.
Такой баланс задумывался с первых концепций круглой вселенной. Проект должен был развлекать и обучать, но без навязчивого морализаторства. Вместо сухих нравоучений авторы использовали метафоры, аллюзии на литературу, философию, фильмы и другие мульты, что сделало «Смешариков» многослойным произведением. В честь появления круглых героев в эфире телеканала разбираемся, как же истории из Ромашковой долины стали культовыми.
Как и для чего появились «Смешарики»?
У истоков проекта стояли художник Вячеслав Мищенко и сценарист Денис Чернов. Первые наработки появились в 2003 году (ровесники с автором текста, лол), когда студия «Петербург» задумала создать уникальный детский мультсериал с глубоким смыслом. На тот момент эффект девяностых ещё не сошёл на нет (и не сойдёт ещё минимум двадцать лет), но это не помешало мультипликаторам решить, что дальше разговаривать с детьми на языке нравоучений и борьбы добра со злом больше нельзя. Нужно было иначе донести до молодёжи базовые вещи в стиле «добро», «щедрость» и «дружба».
Так и появились... «Кругляши»! Первое рабочее название отражало главную визуальную концепцию — круглые персонажи, напоминающие шарики. Подобный стиль делал героев узнаваемыми и позволял легко анимировать их.
Авторы вдохновлялись советской анимацией («Винни-Пух», «Трое из Простоквашино»), западными мультфильмами, например теми же «Симпсонами», а также философскими произведениями разных школ, начиная от стоиков и заканчивая обществом спектакля. Персонажи были проработаны, поэтому каждый ребёнок находил героя, с которым мог ассоциировать себя: активным Крошем, робким Ёжиком, мечтательным Барашем или немного капризной Нюшей. Но и взрослые узнавали себя: в рациональном Лосяше, трудолюбивом Копатыче, прагматичном Пине. А автор текста — в Совунье из первых серий, потому что обожает пироги с вишней.
Поучительные истории без нравоучений
Одна из главных причин, по которой «Смешарики» нравятся взрослым, — умение рассказывать истории так, чтобы они не выглядели навязчивыми. Здесь нет «моральных уроков» в стиле: «делай так, а не иначе», зато есть жизненные примеры, которые позволяют зрителю порефлексировать.
Обычно серии строятся на бытовых ситуациях, понятных каждому: ссоры между друзьями, страх перед новым, лень, зависть, разочарование. Однако подача материала делает их гораздо глубже. Например, серия «Бабочка», в которой Лосяш пытается стать бабочкой, показывает, что не всегда нужно менять себя полностью, чтобы соответствовать собственным ожиданиям. Эпизод «Смысл жизни» напоминает, что каждый живёт по-своему и ждёт совершенно разного. Например, Бараш понимает, что важен не столько поиск высокопарных смыслов, а умение находить радость в мелочах. Серия «Коллекция», в которой Ёжик признал, что Крош ему намного важнее всяких фантиков, показывала, что дружба превыше материальных вещей.
«Смешарики» не боятся показывать отрицательные эмоции героев, которые злятся, грустят, совершают ошибки и учатся на них. В серии «Каприз» Нюша понимает, что манипуляции не делают её счастливой, а в «Кардебалете» Ёжик учится справляться с властью и её последствиями. При этом мультфильм остаётся весёлым, лёгким и добрым. Тонкой сатирой на нашу жизнь.
Поп-культурные отсылки
Создатели «Смешариков», на минуточку, тоже взрослые люди, которые любят делать отсылки на то, что читают, слушают и смотрят сами. Например, сигналы робота Биби, которого собрал Пин, позаимствовали у R2-D2 из «Звёздных войн». В доме Кар-Карыча висит картина с Чебурашкой и Геной, а на полках у Лосяша стоят не только научные труды, но и романы Достоевского. Самый хозяйственный медведь Ромашковой долины Копатыч без проблем цитирует своего более ленивого собрата Винни Пуха. И даже ужас всех детей нулевых — Железная няня — это отсылка на «Витрувианского человека» Да Винчи. Уже можем предлагать мульт-марафоны с поиском всех подобных отсылок?
Бывает, что целые эпизоды стилизованы под какой-то культовый феномен. Серия «Тайное общество» ссылается на масонские ложи и теории заговора. Крош и Ёжик создают своё тайное общество, используя символику и ритуалы, которые похожи на реальные конспирологические теории. Взрослый зритель заметит аллюзии на мифы о тайном правительстве, а ребёнок — весёлую историю о том, как важно не заигрываться в секретность.
«Смешарики» — уникальное явление в мире российской анимации, на котором выросло целое поколение. Изначально созданные как образовательный детский проект, они переросли в нечто большее — мультсериал, который собирал у экранов зрителей всех возрастов. В нём нет упрощённого деления на добро и зло, назидательного тона, скучных шаблонных историй, а есть глубокие жизненные темы, поданные через лёгкие диалоги и юмор.
«Говори детским языком о взрослых вещах» — с таким лозунгом, кажется, и создавался мультсериал. А ещё «Смешарики» постоянно напоминают нам, что нельзя забывать о важности дружбы, щедрости и доброты, ёлки-иголки.
Смотри «Смешариков» на 2х2 по телеку или онлайн ежедневно в 8:00!
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/5438759345345-1.png)