Второй сезон «Туки и Берти»: как продолжать идти дальше, когда разваливаешься на части

Наталья Лобачёва

На [adult swim] закончился второй сезон «Туки и Берти» (Tuca and Bertie) — сериала о двух антропоморфных птицах, их буднях, переживаниях и дружбе. После первого сезона на Netflix стриминг отказался от продолжения — и очень зря. Оно сильнее раскрывает мир Птицеграда, углубляется в перипетии отношений героинь и особенно манифестирует дружбу. [adult swim] уже заказал третий сезон, которого мы после просмотра второго очень ждём. Но сначала давайте обсудим, чем так хороши новые серии, как создательница Лиза Ханнавальт и её команда умудряются не повторяться и почему у «Туки и Берти» впереди может быть долгое анимационное будущее.

Славный Птицеград

До погружения в сюжет хочется немного обсудить проработку мира «Туки и Берти». Начатая в первом сезоне традиция оживлять сам город продолжается во втором: к поезду-змее и подросткам-растениям добавляются антропоморфные стриптизёры-помидоры — их, кстати, создатели думают повысить и дать одному из них собственную сюжетную линию, но уже в третьем сезоне. Об этом рассказала сама Ханнавальт на недавнем San Diego Comic-Con 2021. Дополнительно мы видим разговаривающие с героинями мобильные телефоны и мох, который оккупирует жилой дом с квартирами Туки и Берти.

В одном из эпизодов нам проводят экскурсию по миру Птицеграда, рассказывают о происходящих событиях в формате книжной истории: перелистывающиеся страницы, термины и закадровый голос. Кроме того, художники от души смакуют анимацию: к смешанным стилям и техникам добавляются гэги, которые нарушают законы физики (герои не сразу падают, когда теряют почву под ногами, а зависают в воздухе на пару секунд), увеличивают и уменьшают конкретные части тела, а для отражения состояния Берти превращают её тело в особняк. Так, постепенно авторы задействуют в сюжет не только диалоги и действия героев, но и окружающую их действительность.

Синусоида дружбы

Тема дружбы в анимации не нова: в 2000-х и 2010-х годах случился бум по всему миру на мультсериалы о подругах. «Тотали Спайс», «H2O: Просто добавь воды», W.I.T.C.H., «Суперкрошки» — они дали чёткое представление о том, что дружить бывает сложно, можно ссориться и не сходиться во мнениях, но к концу серии систерхуд побеждает. И в целом, для сериалов о подростковой дружбе это представление верно: каждый день что-то случается, выплёскивается ведро эмоций, все мирятся-ссорятся по сто раз, и если не происходит чего-то поворотного, всё быстро возвращается на исходную. Но во взрослой дружбе работают другие механизмы.

Почему ушёл легендарный Jetix? Вспоминаем мультсериалы детства
Ностальгируем по мультсериалам о шпионках, приколистах и тутенштейнах.

Мы меняемся, наш внутренний мир формируется и укореняется, жизнь превращается в калейдоскоп работы, романтических отношений и собственного «Я». И в этот список порой сложно добавить дружбу. По сути, именно с друзьями у нас нет ничего обязательного: ни родственных связей, как с семьёй, ни влюблённостей и сильных чувств, как с нашими партнёрами. Нас ничто не держит, кроме взаимного интереса, базирующегося на внутренних качествах человека и схожих взглядах о дружбе. Мы можем в любой момент отдалиться или сблизиться: никакой общей зоны ответственности. Из-за этого дружба может схлопнуться в один момент, но если она крепнет, то становится особенно ценной — из-за простого фактора необязательности. Ведь мы продолжаем общение не потому что кому-то что-то должны: нам искренне интересен и важен человек.

Найти друга, настоящего соулмейта — сложно, но ещё сложнее удерживать вашу общую лодку на плаву. Находить нужные слова, учиться слушать, давать личное пространство и не осуждать — про это не придуман мотивационный курс, и «Тука и Берти» не самоучитель по дружбе. Но зато ситуации этих двух девчонок наглядно показывают: может быть сложно и невыносимо, вы буквально развалитесь на части, но друг-конструктор поможет заново собраться в пазл.

Как выжить, если ты миллениалка. Гайд от «Туки и Берти»
Рассказываем, как сериал становится энциклопедией во взрослой жизни.

Весь сезон героини как будто бы разрушают себя, но делают это с разными целями и разными путями: Берти идёт к психотерапевту и начинает понемногу разбираться со своим ментальным состоянием. Но если раны на коленках со временем исчезают, то душевные остаются с нами намного дольше: одно неверное движение, и из-под корочки на коленке снова идёт кровь.

На сессиях со специалистом Берти разваливается на части: благодаря анимации мы видим, как у героини отваливается то рука, то клюв, то всё тело становится домом с призраками, на который очень хочется повесить замок. С каждым эпизодом она прорабатывает ситуации из настоящего или прошлого, ищет свои защитные механизмы и учится побеждать тревогу.

Берти, ты королева защитных механизмов!

Тука идёт в противоположном направлении: все плохие эмоции она записывает на стаканчиках, которые складирует за унитазом. К личной жизни она снова относится несерьёзно, пытаясь найти того самого (или ту самую?) в ироничном шоу «Секс-автобус». Возникшую из ниоткуда бессонницу героиня «лечит» ночными прогулками: так она находит первые серьёзные отношения, которые принимает с благодарностью, что её вообще хоть кто-то смог полюбить.

И если Берти ментально оголяется, чтобы победить свои комплексы и страхи, то Тука делает это из-за вечной беготни от решения проблем. И когда героиня морально обнажается из-за своих чувств, она теряет контроль над ситуацией и становится пластилином. Но всё-таки для отношений мы ищем партнёра, а не материал для лепки.

Когда обе героини оказываются уязвимыми перед обстоятельствами, Берти находит силы для решения проблем. Она подбирает слова и действия для Туки, чтобы подруга вспомнила себя прежнюю. Так Берти соглашается принять совместную ванну-суп — выполнить такое дурацкое желание, но в котором так много самой Туки:

Берти: «Я хочу купаться в ванной и одновременно пить суп!» — с этой твоей фразы началось наше общение.
Тука: И с твоей: «Фуууу!»

Берти явно тяжело начать диалог с Тукой, но ещё хуже — разорвать общение. Обе героини решаются поговорить, ведь Тука знает, что она поверит в правду Берти. Более того — Берти единственная, кто скажет её честно, но при этом аккуратно — как и должно быть в близких отношениях. И в этой точке мы откатываемся в первый сезон, где героини сильно поссорились и на какое-то время перестали общаться. Тогда откровение стало причиной раздора, но постепенно, учась слушать и говорить, во втором сезоне Тука и Берти делают огромный скачок вперёд. На место импульсивности и максимализму приходит бережное отношение. А если такие сложные разговоры становятся по силам, то и остальное точно получится преодолеть.

А что с пекарем?

Помимо центральной темы дружбы сериал, как мы помним это по первому сезону, затрагивает не одну, и не две — сразу комплекс тем. Конфликты первых серий или находят разрешение, или продолжаются во втором: мы снова встречаемся с насильником-начальником Берти, Тука становится объективнее и самостоятельнее в общении с семьёй, а Берти не боится пробовать новое в отношениях с Пестряшем. Постепенно ситуации меняются, как и героини. Но вместе с движением вперёд (на вершину или в бездну — другой вопрос) приходят и новые проблемы.

Этим и хорош сериал, что он не фокусируется на чём-то одном. Пока первый сезон развивает темы сексуального насилия, зависимости от чужих денег и отказа от алкоголизма, второй поднимает новые. Токсичные отношения, вскрывающиеся детские травмы и первый приём у психотерапевта — «Тука и Берти» расширяют диапазон, как мы расширяем словарный запас при изучении иностранного языка. Тем самым, и мы, и сериал лучше и понятнее говорим на больший спектр тем.

Фокус на Туку

Если в первом сезоне сюжет как будто бы чуть больше фокусировался на Берти: её отношениях с Пестряшем, двух работах, мироощущении, первых победах и отдалении от Туки, которое она обсуждала со своим партнёром, то во втором мы больше погружаемся в голову Туки. Из беспечного тукана, занимающегося самолечением и игнорирующего проблемы, она раскрывается в большого персонажа. Тука часто саморефлексирует наедине с собой, осознавая искренние мотивы своих действий. Из-за ранней смерти мамы и холодных отношений с тётей ей явно не хватает любви: потому она так хаотично ищет её во всех потенциальных партнёрах, прощая им ужасное обращение к себе. При этом, Тука способна меняться: отказаться от алкоголя, наладить дружеские отношения с тётей и отвоевать собственную жилплощадь. И если в первом сезоне возникал вопрос: как может тревожная Берти дружить с задорной Тукой, то новые серии дают нам на это ответ.

Путешествия Туки и Берти — будь то реальные перемещения или погружения вглубь себя — явно могут растянуться на третий, четвёртый, десятый сезоны. Как, например, первые две части «Разочарования» готовили нас к третьей, так сериал «Тука и Берти» раскрывается постепенно. Героини меняются, не сдаются и учатся друг у друга. И если в такой неидеальной дружбе, которая не обязана продолжаться, они остаются вместе, то какие ещё горы они могут свернуть? Не театрально и с хэппи эндом, а через сложные разговоры и искренний интерес друг к другу — собирать себя по частям и идти дальше.

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

Понятно