21 марта 2024 года вышла последняя серия «Внутри убийцы» Владимира Мирзоева («Топи») — экранизация одноимённого романа израильского писателя Майка Омера о профайлере, пытающемся поймать серийного маньяка. Главные роли исполнили Анастасия Евграфова и Тихон Жизневский, а сосценаристом проекта выступила Анастасия Мирзоева. Как авторы переносят героев из Чикаго в Санкт-Петербург и скрывают лицо убийцы до финала, рассказываем в материале.
Зоя Волгина (Анастасия Евграфова) — жёсткая, уверенная в себе и полностью погруженная в работу. Она — психолог-криминалист, профайлер. Героине предстоит расследовать дело серийного маньяка-бальзаматора, который охотится на проституток и оставляет их тела в общественных местах. Бегать за убийцей Зоя будет не одна — вместе с Тимофеем Волохом (Тихон Жизневский), которого отправили в «ОПА» (отдел поведенческого анализа) на перевоспитание.
В книге Майка Омера действие разворачивается в Чикаго, а главную героиню зовут Зои Бентли. Мирзоев меняет город на Санкт-Петербург и придаёт неймингу славянские черты, оставляя лекало первоисточника. Даже так — практически дословно повторяя оригинал. Удачное ли это решение? Не то что бы. Многие авторы забывают, что кино существует с собственными правилами, в которых сохранение литературного фундамента может лишь испортить проект. Собственно, если вы хотите ознакомиться с первой книгой цикла после сериала, но сомневаетесь, — лучше отложите затею до тех времён, когда черты адаптированного сюжета слегка выветрятся из памяти.
Погоня Волгиной за душителем — лишь верхний слой сериала. Во «Внутри убийцы» несколько уровней, следующие два — линии маньяка и детской травмы главной героини. В 14 лет Зоя оказалась в эпицентре похожего случая: в Троицке начал орудовать серийный убийца, насилующий девушек. Он так же, как и питерский, душил жертв и оставлял их у воды. Только не бальзамировал. Зоя думает, что это один и тот же человек. Но правда это или нет, зритель узнает лишь в финале. Важно, что героиня перманентно получает анонимные конверты с серыми галстуками. А это что-то да значит.
Травма Зои вызывает паранойю. Она боится мужчин. В большинстве одиноких прохожих героиня видит маньяков: достаёт перцовый баллончик в лифте или вооружается огромным камнем во время пробежки. Работа профайлером — способ адаптации. Зоя всё ещё ловит того душителя из детства, пытаясь закрыть гештальт. Параллельно девушка не умеет общаться с людьми и видеть чужие границы, что объединяет её со многими героями детективного жанра, — вспомните того же Андрея Павлова из «Медиатора», ну или стандартного Холмса в исполнении Камбербэтча.
Зоя и Тимофей — полные противоположности. Волох — довольно проблемный кадр. У героя тоже тёмное прошлое, с которым он пытается ужиться. С предыдущей работы его «скинули» после внутреннего расследования, причину которого мы раскрывать не будем. Волох никогда не занимался профайлингом, но был приставлен напарником к приглашённому специалисту Волгиной. Конечно, между персонажами рано или поздно пробежит искра, которая наверняка кого-то из зрителей стриггерит. А всё потому, что Зоя претендует на героиню, образ которой силён и без любовной линии. Кстати, оригинальный персонаж Омера будто более чувствителен, по сюжету он переживает расставание с девушкой и видит в одной из питерских коллег её подобие. Мирзоевы упускают эту деталь, делая Тимофея бабником.
Сериал полон детективных штампов, касающихся не только характеров Зои и Тимофея, но и обстановки в целом. Это и тяжёлые вздохи маньяка во время звонков, и «доска» расследования с фотографиями у героини дома. Параллельно постановщик не отходит от традиций современных отечественных сериалов о полицейских в роскошных офисах, которые в действительности ещё нужно поискать. Но декорации выглядят хорошо — глазу приятно.
Маньяк Омера и Мирзоева — инкогнито. Зритель не видит его лица. Мужчина меняет очертания внешности: пробует парики и накладные носы, клеит бороду. У его убийств есть отличительные черты — удушье, бальзамирование, изнасилование и публичная демонстрация жертв. Он играет в куклы — наряжает девушек, ужинает с ними, придаёт определённые позы. Звучит довольно жутко. Ещё большее эмоциональное напряжение вызывает резкий монтаж постельных сцен и детальных планов насекомых. Вот тут Мирзоев постарался.
Хочется отметить второстепенных героев ленты: конкретно шефа «ОПА» Самару в исполнении Яны Сексте и дедушку Тимофея, которого играет бесподобный Сергей Шакуров. Первую вы совсем недавно могли видеть в «Мастере и Маргарите» — актриса исполнила роль работницы психиатрической лечебницы. Здесь же она уже не такая кроткая. Героиня Сексте — роскошная начальница с бешеной харизмой, которая души не чает в Зое. Второй актёр вживается в образ старика-хулигана, ищущего в подворотне травку и отказывающегося пить лекарства. Однако на их фоне теряется журналист Гарик Малинин (Борис Хвошнянский), который становится лишним звеном и не добавляет истории кардинального сдвига.
«Внутри убийцы» — парад обнажённых тел и постельных сцен. Сексом занимаются как главные герои, так и маньяк. Вишенка на торте Мирзоева — танец обнажённой жертвы, который появляется в фантазиях убийцы. Уже не первый раз постановщик раздевает Веронику Мохиреву, сыгравшую в сериале проститутку Лили. Вместе с Тихоном актриса снималась в «Топях». Вообще, фанатам Жизневского откровенные сцены «Внутри убийцы» наверняка придутся по вкусу. Впрочем, как и чёлка, которую сначала многие хейтили, а потом резко переобулись.
«Внутри убийцы» сталкивается с несколькими визуальными промахами. Первый — необоснованные титры, идентифицирующие дни недели. Они выглядят нагромождением, ведь, скорее всего, большая часть смотрящих не отслеживает временную протяжённость расследования. Уместна титровка только в случае перемещения героев из Москвы в Петербург. Хотя и этот шаг можно было обыграть визуально. Второй промах — абсолютно непримечательные открывающие титры, которые не запоминаются ни саундтреком, ни детальными планами бальзамирования.
При этом в сериале действительно дорогая операторская работа с многочисленными городскими пролётами, которые уже слегка поднадоели, так как переходят из сериала в сериала в качестве перебивок. Однако всё же хочется отдать должное Василию Григолюнасу, который точно подбирает угол съёмки и ракурсы, используя по большей части статику. Выглядит красиво, но одновременно до скрипа стерильно.
У авторов проекта оправданно получилось сохранить интригу до финала. На протяжении пяти серий зрители гадали, кто же играет маньяка, попеременно меняя предположительные имена и лица. В определённый момент роль гробовщика-душителя можно было возложить на Сергея Гилёва, который ещё в трейлере от кого-то убегал и вёл себя довольно неоднозначно. А потом мерещился в одном из образов бальзаматора — речь о той самой сцене в машине с Лили. С развитием сюжета догадки и вовсе сократились до нуля, если вы, конечно же, не читали книгу.
Однако «Внутри убийцы» — середнячковый середнячок, что очень огорчает. Это мало похоже на «Топи» — последнюю работу Мирзоева, вводящую в транс и шокирующую подачей. Сериал строится на штампах и дословном следовании книге, что ему лишь вредит. Посмотрим, каким окажется продолжение, ведь проект уже продлили на два сезона вперёд.