Сегодня это имя известно во всём мире. Бунтарка, революционерка, преподаватель, политическая активистка, и, безусловно, истинная королева панк-культуры. История жизни Вивьен Вествуд под стать моде, которую она создавала: хаотична, геометрична, выверена до миллиметра и совершенно непредсказуема.
Ever get the feeling you've been cheated? Good night
Родилась мать панка 8 апреля 1941 года в деревне Тинтвисл на северо-западе Англии в графстве Чешир в простой небогатой семье Суайр. Когда Вивьен было 17 лет семейство переехало в Лондон, где девушка поступила в художественную школу. Она выучилась на курсах стенографии и устроилась работать секретаршей на местной фабрике, чтобы оплачивать учёбу. Но вскоре девушка поняла, что не видит в себе сил построить карьеру в моде, ей нужна какая-то приземлённая профессия, чтобы материально поддерживать семью. После первого семестра Вивьен бросила художественную школу и пошла учиться на преподавателя начальных классов. Вскоре она уже работала учительницей начальной школы полный день, а по вечерам делала ювелирные украшения, которые по выходным продавала на рынке Портабелло. Это не приносило ей каких-то ощутимых доходов, но и не дало окончательно оставить мечту о развитии в сфере моды и дизайна. В 1962 году, исходя из практичных соображений, Вивьен вышла замуж за Дерека Вествуда, подмастерье на местной фабрике. Впоследствии она признавалась, что не хотела замуж, но боялась упустить шанс, ведь у них были хорошие отношения.
Очень скоро она поняла, что этот брак не для неё, круг желаний и интересов юной мадам Вествуд не ограничивался лишь заботой о ребёнке, так что через три года совместной жизни будущая икона высокой моды подаёт на развод. Первый брак подарил Вивьен сына Бена и звучную фамилию Вествуд, которую после развода в 1965 году она решила оставить себе навсегда.
Во многом этот развод был спровоцирован воистину эпохальным событием — Вивьен познакомилась с Малькольмом Маклареном. Он был другом её брата и воплощал в себе всё, чего не было у Вивьен, но чего так отчаянно хотелось: учёба в художественном колледже, работа в бутике одежды в стиле панк Paradise Garage. Его мировоззрение и образ жизни были воистину бунтарскими и рок-н-рольными.
Именно отношения с Малькольмом подарили Вивьен нужное ей вдохновение и веру в себя, дали ей столь необходимую внутреннюю свободу.
В 1971 году Малькольм со своим другом Патриком Кейси взяли управление бутиком Paradise Garage на себя. Первое что они сделали — переименовали его в Let It Rock, потому что оно полнее отражало их увлечения и актуальную коллекцию одежды, а также привлекало определённых покупателей. Вивьен в свою очередь занималась дизайном части вещей, продаваемых в магазине. На самом деле, это были лишь первые шаги в мире дизайна одежды: Вивьен в основном стилизовала футболки, но её дизайны были шокирующими и откровенными, они отодвигали границы дозволенного и сами по себе уже представали неким манифестом. В будущем Вивьен будет часто применять этот приём, принтуя одежду волнующими её социальными проблемами и вопросами.
В те годы магазин стал флагманским для представителей субкультуры тедди-боев. Это течение зародилось ещё в 1950-е среди молодых людей рабочего класса, которые своим внешним видом пытались подражать «золотой молодёжи» и носили одежду по моде эпохи Эдуарда VII. В начале 1970-х субкультура тедди-боев переживала второе рождение, а бутик Макларена и Вествуд был одним из культовых мест для поклонников стиля.
Молодые люди носили сюртуки, галстуки-банты и довольно специфические причёски, девушки — драповые пиджаки и юбки-карандаши, обувь на плоском каблуке и длинные косы. Если проводить аналогии, то тедди-бои были во многом сродни советским стилягам.
Примерно в это время Вествуд решается бросить преподавательскую карьеру и решает посвятить себя дизайну одежды всерьёз: помимо футболок Вивьен берётся за пальто, платья, пиджаки и обувь.
В 1973 году бутик был переименован в Too Fast to Live, Too Young to Die, что было напрямую связано с тем, что Вествуд хотела в дизайне уйти от обшивания субкультуры тедди-боев, потому что ей претил их бесполезный бунт ради бунта. Она поддерживала бунтарство, но хотела своим дизайном затрагивать остросоциальные проблемы и добиваться через дизайнерское искусство конкретного результата.
Как ни странно, новое название не было запоминающимся, поэтому уже в 1974 году бутик снова переименовали. На этот раз вместе со звучным именем SEX он получил, ныне культовую, розовую вывеску. В бутике с провокационным названием можно было купить не менее провокационные вещи, например, латексную и кожаную одежду в стиле фетиш, футболки с изображением голой женской груди или Кембриджским насильником (а позже и с изображением Сида Вишеса) и многое другое.
Вивьен была человеком, искавшим во всём смысл и практичность, так что при разработке даже самых сумасшедших своих дизайнов она думала о том, куда и при каких обстоятельствах покупатель наденет ту или иную вещь. Она представляла, может ли он пойти в этом на работу, в университет или на панк-рок концерт и будет ли вещь приносить владельцу комфорт и делать его более стильным. Такой подход не преминул дать свои скорые плоды, так что очень-очень скоро клиентами бутика Вествуд стали многие панк-рокеры Великобритании и не только. Бутик был любим разнообразной публикой — от лондонских проституток до самых богатеньких модников района Челси. Как впоследствии выяснилось, были среди них и будущие звёзды.
Малькольм бредил музыкой. Настолько, что в 1975-м стал продюсером американской прото-панк-группы New York Dolls и на несколько месяцев уехал в США. Вивьен даже успела создать для коллектива несколько костюмов, но уже через год группа распалась.
Новый проект МакЛарен фактически нашёл прямо в SEX, причём ещё до отъезда в Америку. В одном из интервью Малькольм говорил, что просто приглядывался к посетителям в надежде найти среди них крутых рок-музыкантов. Тактика оказалась действенной. Именно так и была найдена группа The Strand, которая стараниями Малькольма и при поддержке непревзойдённого чувства стиля Вивьен Вествуд станет всемирно известными Sex Pistols.
Олицетворение панк-рока, бунтари и маргиналы, которые стали двигателями панк-революции не только на британских островах, но и по всему миру фактически проект взбалмошного тандема дизайнера и продюсера. Встречают, как говорится, по одёжке, и именно Малькольм дал им новое звучное название с довольно прозрачной отсылкой к названию своего бутика и был инициатором кадровых перестановок в группе, приведя в неё в 1977 году Сида Вишеса, который, как и некоторые участники группы, был бывшим сотрудником бутика SEX. Вивьен создала все до единого сценические образы Sex Pistols и, по её собственному признанию, тогда же начала чувствовать себя настоящим дизайнером. Фактически она создала гораздо больше, чем просто образы группы — она сформировала всю визуальную эстетику панка как субкультуры.
Взлёт и карьера группы были яркими, как взрыв сверхновой, и, к сожалению, таким же скоротечными. Уже к 1978 году во время американского турне пагубные привычки и внутренние конфликты развалили группу изнутри. А ещё через год в феврале 1979-го самый одиозный из её членов, бас-гитарист Сид Вишес, умер от героинового передоза в возрасте 21 года. Несмотря на раннюю смерть он до сих пор воплощение и икона панк-культуры.
Все эти события привели к тому, что к началу 1980-х Вивьен Вествуд разочаровалась в панк-культуре, более того она хотела самовыражаться в своём стиле, который вмещал в себя гораздо больше, чем вещи для панк-рокеров. При этом у Вивьен всё ещё не было собственного бренда. Вещи она дизайнила либо от случая к случаю, либо костюмы для Sex Pistols. И вот момент настал — пора было двигаться дальше. Вивьен в очередной раз переименовывает многострадальный бутик. С начала 1980-х и до сей поры он зовётся World’s End. Вместе с названием изменился и внешний вид. Витрину украсили часы конца света с тринадцатью делениями на циферблате — сейчас это одна из самых узнаваемых витрин в мире.
Вместе с первым подиумным показом в 1981 году, Вивьен Вествуд оставила позади эру панк-рока и отправилась в долгое путешествие с покорением новых горизонтов мира моды. Она выпустила множество успешных коллекций, присвоила себе логотип британской компании, выпускающей ткани (всё же панк остался в ней навсегда), вышла замуж за своего бывшего ученика австрийского дизайнера Андреаса Кронталера, занялась политическим активизмом, стала самым модным дизайнером свадебных платьев, в одно из которых облачила героиню Сары Джессики Паркер в первом полнометражном фильме «Сексе в большом городе». В общем, прожила долгую и насыщенную жизнь, из которой ушла на 82 году, в ночь с 29 на 30 декабря 2022 года.
И всё же, положа руку на сердце, самой первой ассоциацией, которая возникает при упоминании имени Вивьен Вествуд, будут сумасшедшие принтованные майки с образом английской королевы, непочтительным изображением британского флага, а, возможно, даже голой груди. Всё потому что даже после стольких лет Вивьен Вествуд остаётся Королевой панка.
God Save The Queen!