Tokyo Revengers — одна из наиболее популярных франшиз на сегодняшний день. Всё началось в марте 2017 года, когда загадочный Вакуи Кэн выпустил первую главу манги про школьные банды в еженедельном журнале Shonen Magazine. В сентябре 2021-го, после выхода первого сезона нашумевшей аниме-адаптации, её тираж превысил 40 миллионов копий, однако про автора манги до сих пор почти ничего не известно. В этом материале мы расскажем, чем вдохновлялся Вакуи Кэн и как именно он создаёт свою мангу.
Прошлое
Манга Tokyo Revengers написана в жанре фурё (яп. «хулиган», «хулиганствующая молодёжь») — сёнене о молодых участниках банд, которые были популярны в конце 80-х и начале 90-х. В центре сюжета таких историй выступают банды школьников, ведущие разборки за территорию и власть. Ключевые лейтмотивы — братство, взросление и борьба с системой.
В консервативном японском обществе всегда ценился порядок, а хулиганство всячески порицалось. За любой проступок молодой человек могу стать изгоем. Именно поэтому такие школьники формировали байкерские банды — босодзоку. Конфликты между ними были масштабными и часто перерастали в крупные беспорядки. Многие в результате подобного образа жизни попадали в колонии либо в итоге примыкали к якудза. Крупнейшей бандой своего времени был «Чёрный император», носивший форму со свастикой. Частью именно этой босодзоку был мангака Tokyo Revengers Вакуи Кэн, изобразивший и своих героев частью банды.
Когда Вакуи был подростком, его исключили из школы за потасовку, поэтому он стал частью босодзоку и жил в одном из самых криминальных районов Токио. Именно поэтому его манга «Токийские мстители» — это в первую очередь личная история от лица мальчика, оказавшегося на задворках общества.
Настоящее
Дебют Вакуи состоялся в 2005 году с манги «Лебедь из Синдзюку», которая выходила в журнале Young Magazine (Weekly) до 2013 года. В ней молодой автор впервые коснулся темы преступного мира Японии. По сюжету, главный герой в поисках работы попадает в криминальный район Токио и становится сутенёром. Тем не менее, он сохраняет человеческий облик и не опускается до уровня закоренелых преступников без каких-либо моральных ценностей.
С тех пор Вакуи Кэн работает только с этой темой. Все его последующие работы были о якудза, проблемах с законом и обществом. В 2017 году набравшийся опыта мангака принялся за новую историю о подростках-бандитах — за «Токийских мстителей».
Вакуи Кэн в интервью порталу Kodansha:
Когда я начал писать «Мстителей», я столкнулся с проблемой: я ничего не знал и не знаю о бандах и проблемах современного поколения. Поэтому я и решил добавить путешествия во времени как элемент сюжета, чтобы очутиться там, в моём времени, о котором я так много знаю.
По сюжету, бывший участник босодзоку Ханагаки Такемичи получает возможность вернуться в прошлое на 12 лет назад. Оглядываясь на свою жизнь, Такемичи понимает, что прожил её впустую: у него нет профессионального образования, хорошей работы, жилья, друзей и девушки. К такому исходу его привело именно бандитское прошлое. Однажды 14-летнего Такемичи завербовали члены «Токийской свастики», и с тех пор он был вынужден участвовать в боях на ставки в качестве бойца. Устав от такой жизни, после окончания средней школы Ханагаки сбежал в другой город и наконец скрылся от «Токийской свастики». Этот побег стоил ему всех социальных связей, поэтому в 26 лет главный герой — олицетворение опыта автора, — не добился совершенно ничего. Благодаря возможности вернуться назад в прошлое он получает шанс измениться и спасти от этой печальной участи своих товарищей. Вакуи Кэн в своей манге пытается ответить на вопрос, как именно это сделать.
Вакуи Кэн, подобно Такемичи, не был лидером группировки и половину жизни не имел достойной работы. Тем не менее, его манга о босодзоку получила ошеломительный успех. «Токийские мстители» стала третьей самой продаваемой мангой в первой половине 2021 года (период с ноября 2020-го по май 2021-го), уступив только «Истребителю демонов» и «Магической битве». С выходом аниме-адаптации от LIDENFILMS, тираж манги возрос ещё сильнее. Недавно издательская компания Kodansha отчиталась о продажах манги «Токийские мстители». На данный момент они превышают 40 миллионов экземпляров. Тем не менее, образ жизни автора не похож на типичную жизнь знаменитости.
Личность
Вакуи Кэн в интервью порталу Kodansha:
— Что по-вашему самое сложное во всей манге?
— Для меня самое сложное — это отвечать на подобные интервью. У меня не настолько большое эго, как и желание выражать своё мнение. Так что я не очень хорош в интервью и речах. Я не знаю, что сказать, чтобы сделать людей счастливее.
Вакуи Кэна можно считать одним из самых скрытных мангак современности. Его образ жизни похож на судьбу покойного Кэнтаро Миуры, автора манги «Берсерк», который провёл всю жизнь в затворничестве и почти не оставил достоверной информации о своей личности. Фотографии выше — его единственные официальные изображения в интернете, сделанные несколько лет назад.
Вакуи не посещает светских мероприятий и встреч с фанатами, не ведёт персональные соцсети и в целом не публикует информацию о себе. Нам не удалось даже найти запись его голоса, поскольку автор «Токийских мстителей» давал свои немногочисленные интервью только в текстовом формате. Во время прямых эфиров Kodansha, где зрители могли задать Вакуи вопросы, он также отвечал сообщениями. Разузнать информацию от его коллег тоже не удалось: он рисует мангу сам и почти не прибегает к помощи ассистентов.
Тем не менее, всё это не мешает Вакуи регулярно получать награды от Shonen Magazine и публиковать еженедельно (!) новые главы «Токийских мстителей». Подобной частоте может позавидовать множество популярных мангак со штатом ассистентов, использующих диджитал-арт вместо традиционного рисования чернилами на рисовой бумаге. Сможет ли Вакуи Кэн долго сохранять такой уровень продуктивности и, как это случилось с Миурой, не брать длительные перерывы из-за выгорания — вопрос времени.
Заключение
Никому не известный Вакуи Кэн выпускает мангу, бьющую все рекорды по продажам. Он пишет в жанре, пик популярности которого пришёлся на выход «Крутого учителя Онидзуки» (1996-2002). Он рассказывает об эпохе и людях, которых одновременно восхваляли в культуре и маргинализировали в обществе. Вакуи — сплошное противоречие, и именно это делает его труд таким самобытным.