Каждый знает эту незамысловатую игру с пятнистым ковриком и рулеткой. В шестидесятые годы «Твистер» стал прорывом на рынке, его продавали в детских магазинах и в алкогольных маркетах. Некоторые видели в нём сексуальный подтекст и излишнюю развратность, но даже это не помешало «Твистеру» стать любимой игрой миллионов детей по всему миру. Рассказываем, как напольное развлечение обрело фанатов по всему миру, и (спойлер!) после прочтения текста вам наверняка захочется откопать игру в недрах кладовки.
С чего всё начиналось?
В 1966 году Рейнольдс Гаер, владелец и управляющий дизайнерской компанией из Миннеаполиса, придумывал рассылку для обувного крема. Именно тогда ему пришла идея игры, где участники не будут сидеть за столом и двигать фишки, а станут частью процесса или его фигурами. В первоначальной задумке были задействованы только ноги, а вместо цветных кругов на поле рисовали квадраты. Это был первый подобный опыт Гаера в геймдизайне: не всё складывалось удачно, и потому он обратился за помощью. Чарльз Фоули, успешный и уважаемый дизайнер Lakeside Industries, откликнулся на предложение Гаера. Вслед за собой он привёл в проект художника Нейла Рабенса.
«Крендель»
Фоули и Рабенс доработали концепт, задействовав не только ноги, но и руки, а также продумав цветовое решение и расположение кругов на игровом коврике. Между Фоули и Гаером возникли разногласия: Гаер считал, что лучше всего подойдут игральные кости, а Фоули предпочитал спиннер со стрелкой. 14 апреля 1966 года идею будущего «Твистера» запатентовали, имена Фоули и Рабенса вписали как изобретателей, а Гаера — как автора. Игру решили назвать «Крендель», и вместе с ковриком в наборе всё же оказалась рулетка, а не кости.
Команда Гаера представила «Крендель» производителю игр Мильтону Бредли. Фоули позвал своего хорошего друга Мела Тафта, по совместительству главу отдела исследований и развития в Milton Bradley Company. Тафт отвечал за презентацию проекта. Изначально игра вызвала недоумение у советников компании. Социальные нормы не позволяли людям находиться в таком близком контакте, в особенности — игрокам разных полов. Тафт приложил немало усилий, чтобы перевести внимание советников с сексуального подтекста на инновационность самой игры. Бредли одобрил запуск, однако название поменяли на «Твистер»: в то время на рынке уже была популярная игрушка для собак «Крендель». Новый вариант очень не понравился Гаеру, ведь на Среднем Западе твистерами называли губительные торнадо. Только, как и в случае с игральными костями, его мнение мало что решало. Но название не забыли: сегодня «Крендель», российскую версию «Твистер», может приобрести любой желающий.
«Твистер»
Но вернёмся к истории игры. «Твистер» стали производить в коробках с анимационными персонажами — так команда Бредли старалась максимально убрать сексуальный подтекст. Однако оформление не помогло избежать проблемы. Большинство торговых сетей всё равно посчитали идею слишком развратной и отказались от размещения «Твистера» в своих магазинах. Запуск провалился.
Перед закрытием производства компания связалась с телеканалом NBC и договорилась включить игру в выпуск одной из программ. «Вечернее шоу Джонни Карсона» обожала американская аудитория. Гостем судьбоносного выпуска стала актриса и секс-символ того времени Ева Габор. Карсон предложил ей сыграть в «Твистер». Так миллионы американских зрителей наблюдали, как обворожительная Габор наклоняется над ковриком и неуклюже передвигается по цветным кружочкам. Этот эпизод вывел игру совершенно на другой уровень, и популярность «Твистера» моментально взлетела.
После выпуска вечернего шоу в магазины хлынуло огромное количество желающих купить нашумевшую игру. «Твистер» не имел возрастных ограничений, и взрослые скупали его с прилавков детских магазинов. Тогда Мильтон Брэдли решился на сотрудничество с виски Seven Crown. Игру стали продавать в алкогольных магазинах, она стала ассоциироваться с вечеринками взрослых, студентов и учеников старших классов.
«Твистер» сегодня
С момента запуска «Твистера» прошло почти шестьдесят лет. За это время его не раз переделывали, подстраивали под игровые тренды разных эпох. Кроме классической версии в продаже встречались «Танцевальный Твистер», «Макс Твистер», «Твистер Кольца» и даже пальчиковая версия для развития мелкой моторики у детей. Некоторые аналоги дополнялись специальными атрибутами, а правила игр усложнялись. Но всё-таки успех оригинального «Твистера» повторить удалось лишь пальчиковому: эти две игры остаются в трендах и сегодня.
Игра была прорывом в мире настолок шестидесятых, став не только первой интерактивной «настолкой», но и объединив вокруг себя несколько поколений. «Твистер» вошёл в историю, и с 2015 года один из экземпляров хранится в нью-йоркском музее игр.
Обложка: иллюстрация от Dorisovala