В конце декабря Александра Ремизова, шоураннерка сериала «Триггер», подарила фанатам истории о радикальном психотерапевте продолжение в виде полнометражного фильма. По сюжету потерявшийся в собственных травмах Артём Стрелецкий уезжает на островок спокойствия работать барменом и одиноко воспитывать сына (брата). Разбираемся, зачем Ремизова разорвала сериальную цепочку и нужен ли «Триггеру» фильм в принципе.
«Здесь ещё ничего не решил, а уже что-то новое построить собрался?»
На протяжении нескольких лет зритель смотрел на Артёма Стрелецкого со стороны. Каждый эпизод рассказывал о новом пациенте и его травме. Параллельно с этим авторы приоткрывали завесу душевного состояния самого специалиста, жизнь которого полна трагедий.
Последний сезон заканчивается арестом Даши (Светлана Иванова), сознающейся в убийстве Леры (Виктория Маслова). Александра Ремизова снова погружает героя в обстоятельства отказа от практики. Артём уезжает подальше из Москвы, захватив с собой сына/брата Кирюшу (Марк Юсеф), ведь у его отца болезнь Альцгеймера. Герой продолжает изображать заботливого родителя, глубоко внутри испытывая к мальчику чувства, которые сложно назвать любовью. Стрелецкий начинает жизнь почти что с чистого листа, скрывая от нового окружения истинное лицо. По ночам работает в баре, разливая выпивку и параллельно выслушивая гостей, лишь ненадолго вспоминая о профессии. И всё бы ничего, если б в размеренную обыденность не ворвалась «ожившая» Лера.
По сути Ремизова использует полнометражный фильм как портал для возвращения в сюжет героини Виктории Масловой. Но разве нельзя было обойтись обычным продолжением сериала? Напомним, что недавно авторы анонсировали третий сезон проекта. По логике полнометражный фильм мог обрести форму спин-оффа. Режиссёрка имела возможность собрать целый приквел, объясняющий поступки героя уже во взрослом возрасте. Однако ничего из этого не произошло.
Возможно, плюс фильма в том, что впервые спектр внимания направлен исключительно на персонажа Матвеева — в ленте нет бесчисленных пациентов и сеансов стрессовой терапии. Постановщица вводит второстепенных героев, которым объективно нужна помощь Стрелецкого, однако делает это так, что ни один из них не вызывает ни доли эмпатии. Например, владелец бара Никита (Анатолий Руденко) находится на грани развода — большую часть времени мужчина проводит на работе, забивая на жену и детей и постоянно предъявляя претензии коллеге, что тот даёт советы каждому клиенту, но только не ему. Однако это лишь переменная в жизни Артёма — не больше.
Постановщица углубляется в психологизм, при этом делает это довольно поверхностно. Страхи и мысли героя представлены в виде сновидений, в которых он восседает за столом со всеми «любимками» — отцом (Игорь Костолевский), бывшей женой, сыном/братом, сестрой Катей (Ангелина Стречина), помощником Мотей (Владислав Тирон), лучшим другом Денисом (Роман Маякин), братом умершего Леонида (Даниил Воробьёв) и, конечно же, Лерой, целующейся с тем самым следователем (Сергей Гилёв), который занимался её исчезновением. Приём выглядит интересно, однако не приносит зрителю ничего нового. То, что Лера жива и заодно со следствием, было понятно ещё в конце последнего сезона. Яркий пример — конечный эпизод, где героиня приходит в тюрьму к Даше. А о проблемах с отцом мы и так знали — с 2018 года.
На протяжении двух сезонов Стрелецкий меняет женщин. В первом он метался между Дашей и Лерой, во втором повстречал Сашу (Лена Тронина), пациентку с биполярным расстройством, а в фильме влюбился в Майю, героиню Ирины Старшенбаум. И впервые в жизни перед ним оказалась женщина без травм (наверняка они есть, просто пока тщательно скрыты), которая сама идёт на контакт. На самом деле, ввод нового женского персонажа во весь этот карнавал тоже не особо оправдан. Майя олицетворяет стремление Стрелецкого к спокойной жизни — с этим никто не спорит. Но среди неразрешённых конфликтов с Лерой и Дашей, а параллельно с потерянной Сашей, о которой быстренько все забыли, подобный ход кажется лишь драматургическим нагромождением.
Вернёмся к появлению Леры. Героиня находит Артёма, уехавшего далеко от Москвы, забирает Кирюшу из лагеря и без приглашения вторгается не только в дом героя, но и в его жизнь. Видишь ли, я вернулась, давай строить счастье. Лера признаётся, что своим поступком пыталась вытащить любимого из депрессии и наказать Дашу за неверность. Интересна реакция героя, который вместо звонков в полицию пытается свыкнуться с появлением женщины. Подобное можно списать на шок, но всё же, представьте сами, как бы вы действовали на месте персонажа? Хотя бы отправили кому-нибудь фотку Леры по мессенджеру… Вместо этого Артём пытается излечить её одержимость своим методом — профдеформация налицо.
Осторожно, спойлер!
Неуместна и смерть героини в конце ленты — она сгорает в пожаре. Никита решил поджечь место, разрушившее его брак, а вместе с ним Кирюшу и собственного сына. Мужчины и Лера спасали ребят и даже вместе выбирались из горящего здания, но женщина неожиданно растворилась. Будет забавно, если она снова лишь сымитировала смерть.
Можно предположить, что заботой о Кирюше авторка помещает Артёма в собственное детство, помогая осознать реальную причину борьбы с отцом — смерть матери. Старший Стрелецкий не дал сыну попрощаться с любимым человеком. Долгое время герой думал, что мама его бросила, хотя в действительно она просто хотела запомниться ему здоровой. Проблема в том, что сюжет растянут на хронометраж, который ему вовсе не подходит. В фильме минимальное количество действия, замещающееся рутинными ритуалами вроде готовки завтрака и разборок в детском лагере. Это утомляет зрителя и затуманивает цель проекта.
«Триггер. Фильм» оказался совершенно ненужным релизом, из которого можно было слепить неплохую первую серию третьего сезона. При этом не стоит умалять профессионализм Александры Ремизовой — талантливой сценаристки и шоураннерки, за спиной которой множество кассовых проектов, а ещё игры Максима Матвеева, на которого можно смотреть бесконечно. Не отчаиваемся и ждём третий сезон сериала — вдруг удивит!