31 июля в российский прокат вышел фильм «Одно целое» (Together) — история о созависимых отношениях с Дэйвом Франко и Элисон Бри в главных ролях. Во главе проекта стоит австралийский режиссёр и сценарист Майкл Шэнкс, для которого картина стала дебютным полным метром. Рассказываем, как через форму боди-хоррора команда показывает больную любовь и делает это честно.
Милли (Элисон Бри) и Тим (Дэйв Франко) вместе уже девять лет. Возлюбленные изрядно подустали друг от друга, а потому стоят на месте, не трансформируя отношения в брак. Персонаж Франко — неудачливый музыкант, потерявший возможность работать с лейблами. У него нет постоянной работы, зато куча комплексов, страхов и зажимов, некоторые из которых напрочь отключают либидо и не позволяют прикасаться к девушке. Пара совершает отважный шаг: переезжает за город подальше от друзей и знакомых, ведь Милли предложили работу учителем в местной школе. По приезде с героями начинают происходить странные вещи: они буквально не могут отлипнуть друг от друга, сливаясь физически.

В интервью 2х2.медиа режиссёр и сценарист фильма Майкл Шэнкс признался, что сюжет полуавтобиографичен. Находясь в длительных отношениях, постановщик заметил, как начал становиться одним целым с возлюбленной и буквально «дышать одним воздухом». Созависимость в виде здорового и нездорового единения с другим человеком он заложил в фундамент боди-хоррора, совместив популярный в последние два года жанр с одной из самых запрашиваемых тем в психотерапии.

Во время прогулки в лесу Милли и Тим падают в яму и оказываются в некой пещере, из которой почти сутки не могут выбраться из-за ливня. Там герой Дэйва Франко пробует подземную воду, забыв завет «Не пей, козлёночком станешь» и на следующее утро становится одержим девушкой настолько, что буквально не может от неё отлипнуть. Сначала герои «соединяются» ногами с возможностью оторваться, однако спустя время обретают «дар» проникать под кожу друг друга.


Согласно лору «Одного целого», ранее на месте пещеры стояла церковь, в которой хиппи проводили кровавые обряды. Спустя время часовня провалилась, однако как это произошло и что стало с сектантами, зритель так и не узнает. В основу религиозного культа Шэнкс вкладывает идею Платона об андрогинах. Это миф о четырёхруких и четырёхногих существах, сочетавших в себе мужское и женское начала. За попытку нападения на богов, их разделили надвое и рассеяли по миру, из-за чего современные люди вынуждены всю жизнь искать вторую половину.
«Если не прекратим сейчас, потом будет тяжелее».
Культ в ленте пропагандирует повторное слияние — как физическое, так и эмоциональное. По большей части трансформации показаны на примере героя Франко. В одной из сцен он не может уехать на репетицию музыкальной группы, ментально испытывая гипертревожность, а физически — ломку и сопутствующие ей тошноту и головокружение. В реальности созависимые люди часто отказываются от долгосрочных поездок и выходов из дома без партнёра из-за страха, что за это время из разлюбят. Тим преследует Милли: приходит в школу во время занятий, где у них впервые за годы случается секс, или подглядывает в окна, пока та в гостях у коллеги. Героиня Бри бесится из-за этого, страдая от излишнего «прилипания» партнёра и чувствуя себя родителем. Однако забывает, что некоторые границы выставила или отбросила сама.

В этом плане Шэнкс демонстрирует тонкую грань перехода в созависимость на уровне бытовых действий. В паре Милли-Тим автомобильные права числятся только за героиней Элисон. Переехав за город, персонаж Франко сталкивается с проблемой посещения репетиций группы, отчасти обвиняя в этом возлюбленную. Ему кажется, что она намеренно изолировала его от социума и заперла дома. При том, что мужчина может с лёгкостью воспользоваться общественным транспортом. В свою очередь и Милли нравится жить на всём готовеньком — например, Тим отвечает в отношениях за завтраки, обеды и ужины, что снимает с неё типичный статус стоящей у плиты женщины. В подобных ситуациях партнёр избавляется от рутины и ответственности, но обретает определённую зависимость от возлюбленного, которого неосознанно воспринимает в качестве родительской фигуры. Особенно ярко это проявляется в поведении героя Франко.
Идея Шэнкса поместить тему созависимых отношений в форму боди-хоррора, а не драмы, помогает наглядно показать слияние и деструктивность этого, ведь по итогу мужчина и женщина должны стать одним целым. Параллельно автор затрагивает глобальный вопрос изощрённой и исковерканной любви, а также жизни в рамках привычки. Милли встречается с живым трупом — человеком, потерявшим ориентиры после неудачи в карьере. Счастлива ли она в отношениях? Не особо, однако готова первая сделать предложение руки и сердца и получить невнятную реакцию. Героиня Бри понимает, что пара всё ещё вместе по привычке, так как в очередной раз сталкиваться с одиночеством и начинать поиски половины никому не хочется.

Ещё в начале фильма Тим чувствует себя слабым звеном в союзе. А статус живого трупа подтверждают его сны, в которых мужчина видит мать, лежащую в кровати рядом с трупом отца. В нашем интервью Майкл Шэнкс рассказал, что изучал подобные истории, чтобы показать всю извращённость созависимости. Разрозненными порывами чувств и нежными фразами без ответа режиссёр показывает, что герои сомневаются и любят друг друга не одновременно, от чего ещё больнее.
Несмотря на личный опыт, Шэнкс будто дестигматизирует созависимые отношения, не выдвигая никакой морали и отдавая власть оценки происходящего зрителю. И тут каждый руководствуется личным опытом. Кто-то видит историю о том, как любовь невозможна без жертв. Кто-то осуждает слияние и, выйдя из кинотеатра, стремится отстоять личные границы. А кто-то просто мотает на ус и без остановки осмысляет в голове увиденное, пытаясь дойти до истины. Признайтесь, на какой стадии вы?
