Около недели назад на Netflix вышло аниме Pacific Rim: The Black («Тихоокеанский рубеж: Тёмная зона») — официальное продолжение двух одноимённых фильмов. От оригинальных картин осталось не так много, помимо общего сеттинга, а дополнительный хронометраж отдали под мрачный сюжет. Кажется, Netflix пытается сделать свой «Евангелион», но пока получается «Евангелина».
События «Тёмной зоны» разворачиваются через несколько лет после финала второго фильма. Место действия: Австралия, на которой разом открылись десятки Брешей, а через них повалили кайдзю. Власти приняли решение бросить континент на растерзание монстрам и активировали план «Тёмная зона»: полная эвакуация людей, уничтожение спутников и обесточивание всего. Только вот уйти успели не все, поэтому Австралия превратилась во что-то вроде «Племён Европы»: обиталище раздробленных групп людей, объединённых той или иной идеей.
В центре сюжета — близнецы Хэйли и Тейлор, дети пилотов одного из местных Егерей. Родители спасли их с группой людей во время атаки на Австралию и оставили в скрытом оазисе, где те жили пять лет вплоть до событий сериала. Детишки, уже уставшие ждать родителей и мысленно готовые заочно их похоронить, внезапно находят старого тренировочного егеря, забытого во время эвакуации, потому что на нём нет оружия и он не так-то много стоит. Несложно догадаться, что находка, возможно, единственного действующего робота на всём континенте полностью изменит жизнь близнецов.
Тут стоит остановиться и вспомнить, что вообще из себя представляет франшиза «Тихоокеанского рубежа». Оба фильма концентрировались на конфликте расы Предвестников, которые послали на Землю гигантских кайдзю, чтобы стереть людей с лица планеты, и человечества, в ответ построившего огромных роботов егерей. Сюжет там был минимальным, потому что он — второй план для гвоздя программы. Главными же были масштабные битвы кайдзю и егерей, сочнейший экшен с разрушением целых городов и судьбой всего человечества на кону. Американской публике нечасто предоставлялась возможность стать свидетелями таких замесов, поэтому Гильермо дель Торо взял основу сюжета из «Евангелиона» (а параллелей там хоть отбавляй, но это старая тема), превратил её в блокбастер и попал в точку.
В аниме же такие битвы никак не могут соревноваться в зрелищности с компьютерной графикой голливудского уровня. В «Тёмной зоне» они, конечно, есть, но дома рушатся не так часто, по масштабам тоже не дотягивают, да и заканчиваются быстрее, чем в фильмах. Единственное, что осталось тут от «Тихоокеанского рубежа», — это изобретательные способы убийства кайдзю, потому что добить их не так просто: каждая битва завершится по-своему. Ещё хочется отметить дизайн монстров: за первый сезон их показывают не так много, но их фишка из фильмов (изобретательные уникальные дизайны) сохранилась.
Вместо драк создатели «Тёмной зоны» решили сконцентрироваться на сюжете. Сериал использует фундамент из того, что мы уже знаем по фильмам — о кайдзю, егерях и Дрифте, — и строит на нём мрачную драму. Фокус сместился с государств и корпораций, пытающихся спасти Землю, на небольшие группы людей, пытающиеся просто выжить на забытом континенте. По сути «Тихоокеанский рубеж» впервые выходит за рамки двустороннего конфликта и показывает жизнь тех, кто оказался под перекрёстным огнём. Большее внимание уделено и людским жертвам: если в фильмах на экране из гражданских никто не умирал (формально), то тут зрителей тыкают носом в то, насколько разрушительны и смертельны кайдзю.
Ещё одна фишка из фильмов — обмен воспоминаниями в Дрифте, только тут ему тоже уделено больше внимания. Аниме нагляднее показывает и объясняет, как работает нейрологическая связь и какое влияние она оказывает на людей. И поскольку персонажи тут глубже, чем в фильмах, то и в прошлом у них кроется гораздо больше всяких, чтобы избежать спойлеров, скажем, интересностей.
«Тёмная зона» как раз нацелена на расширение вселенной «Тихоокеанского рубежа». Тут и новые персонажи, и новый континент, и новые кайдзю, а теперь прибавьте к этому культ поклонников монстров (их показывают в самом конце последней серии, так что не спойлер) и концепцию гибридов, и получится насыщенное расширение лора. Хоть дель Торо пока не планирует снимать третий фильм, аниме может послужить хорошим фундаментом для продолжения, если, конечно, покажет хорошие результаты.
Но насколько вообще уместно такое движение в случае «Тихоокеанского рубежа»? Франшиза изначально задумывалась как такая американизированная голливудская версия драк гигантских роботов из японских аниме — удаляем запутанные сюжеты и получаем экшен-блокбастер, любимый продукт западной публики. В своё время фильм дель Торо называли как раз кино-версией «Евангелиона», которая не требует от зрителя напрягать мозг (да и в принципе пользоваться им во время просмотра). Netflix же решил взять эту концепцию, развернуть на 180 градусов и отправить обратно восвояси — к анимации и сложным историям.
Получается такая пародия на пародию. И эта конструкция кажется непрочной, как в случае с американской аудиторией, которая уже может посмотреть тот же «Евангелион» на том же Netflix, так и в случае фанатов аниме, которые в этой тихоокеанской «Евангелине» вряд ли найдут что-то новое. Тем не менее, «Тёмная зона» на удивление не даёт заскучать при просмотре. Netflix заметно подтянул анимацию после сериала по «Призраку в доспехах» (теперь она хотя бы не режет глаз), и собирает вроде как большую историю пока что без сюжетных дыр, зато с сильной драмой и слегка экзистенциальными темами.