10 декабря в прокат выходит «Диббук», новый хоррор, спродюсированный Джейсоном Блумом («Прочь»), о молодом парне, которому предстоит провести ночь рядом с трупом почившего иудея, отгоняя злых духов. Кинокритик Иван Афанасьев поднял свои веки ото сна, посмотрел этот необычный фильм и спешит сказать, что режиссер Кит Томас запросто может стать новым хитоделом в жанре киноужасов.
До появления прокатчика в России «Диббук» (The Vigil) назывался «Бдение», и название идеально сочеталось с местом премьеры: впервые фильм Кита Томаса показали на канадском кинофестивале в Торонто в фирменной программе Midnight Madness, куда отбирают самые сумасшедшие жанровые фильмы для просмотра после полуночи. Рассказывают, что пару зрителей вынесли посреди фильма практически на носилках — настолько им было страшно. После долгих мытарств (сперва фильм должны были показывать спецы по части хорроров «Экспонента», а сейчас он перешел к «Нашему кино») «Диббук» выходит на экраны российских кинотеатров — и это веский довод вылезти из защищенной от ковида берлоги и сходить в ближайший мультиплекс за попкорном. Или все-таки лучше без него: как бы не пришлось потом не один раз хорошенько подавиться.
Сюжет фильма таков: молодой ньюйоркец Яков не так давно покинул иудейскую общину и пытается адаптироваться к «обычной» жизни обитателя мегаполисов. Его тяготит непреходящая травма: когда-то из-за гопников-антисемитов, докопавшихся, простите, до пейсов, главный герой не смог защитить младшего брата, и тот случайно попал под машину. Якову постоянно нужны деньги, и поэтому, когда к нему приходит некий раввин с коммерческой просьбой, соглашается совершить ритуал «шемиры» — отпевания почившего иудея в течение ночи. Но вот незадача: попав в дом, он узнает, что, во-первых, там обитает довольно жуткая старуха, жена усопшего, что еще ничего, ведь большую часть времени она сидит на втором этаже, мучаясь от деменции. Во-вторых, что куда хуже — покойника стережет диббук, злобный дух из иудейской мифологии, который ищет себе новую жертву. И Яков отлично подходит на эту роль.
Да, ассоциации с «Вием» Николая Васильевича Гоголя отнюдь не случайны: вместо панночки — накрытый белой простынкой старый еврей, вместо студента Хомы Брута — хипстер Яков, вместо чудища с длиннющими веками — жуткий демон с головой, повернутой задом наперед. Разница лишь в том (и существенная), что наш герой — не набожный семинарист, сумевший эффектно обуздать ведьму молитвами, а неуверенный в себе дурачок-отщепенец с кризисом самосознания. По ночам он воздыхает по красивой еврейке Саре, переписываясь с ней в мессенджерах и общаясь по FaceApp, дурит раввина, набивая цену за молитвы, которые даже не будет читать, да и в целом не понимает, кем ему следует быть и как по жизни двигаться дальше. Идеальный кандидат на переселение для противного духа.
«Диббук», конечно, образцовый метахоррор, в котором ужасы вроде бы отходят на второй план перед лицом (простите за каламбур) внутренних демонов главного героя. Трудности идентификации, перманентное чувство вины, присущее иудейской вере, физическая и моральная немощь — кино, конечно, о преодолении внутреннего ада. Но уход на второй план всяких страшилок здесь нужен именно для того, чтобы позже они смогли эффектно вторгнуться в самый неожиданный момент — и не мерзким скримером из-за угла, а будто заволакивая все вокруг. Пространство организовано таким образом, что самые жуткие вещи в фильме творятся там, где мы их едва ли можем увидеть. В этом есть даже некоторый внутренний юмор: в первые минуты, когда герой остается один на один с трупом, он поворачивается к нему спиной, втыкает наушники и включает музон, в то время как за его спиной что-то происходит.
Но нет, ни он, ни зритель ничего не увидят — как сказал бы Ганс Ланда, ждите взбитых сливок! Ну и про старушку на втором этаже не забудьте — она тоже наведет шороху, и не раз. Самое во всем этом приятное, что «Диббук», в общем-то, не предлагает ничего принципиально нового — казалось бы, классический хоррор в духе «Астрала» о борьбе за свою душу, которую какая-то нечисть стремится затащить в преисподнюю. Но свежий взгляд на способы запугивания зрителя (хочется назвать его «хоррором про ужасы за спиной») вкупе с музыкой, в которой классические «тревожные скрипки» в самые пикантные моменты перемешиваются с кислотным техно, держит поистине мертвой хваткой, заставляя задерживать дыхание, как под водой. Фильм отлично смотрится и на домашнем экране, но куда интереснее прочувствовать тьму за спиной, когда сам сидишь в кромешной тьме кинозала.
Что и вам советуем попробовать! А имя Кита Томаса (ровно как и исполнителя главной роли Дэйва Дэвиса) стоит запомнить: этот парень знает, как заставить вас загуглить слово «тфилин» и научить всматриваться в тьму раньше, чем она начнет всматриваться в тебя.
Обложка: Blumhouse Productions