Новый многообещающий фильм от Netflix внесли в лонг-лист анимации на премию Оскар. Им стала адаптация манги Баку Юмэмакуры и Дзиро Танигути «Вершина богов», раскрывающая события (вероятно) первого восхождения на Эверест. В основе лежит реальный исторический факт, по поводу которого до сих пор ведутся споры. В этом материале мы расскажем, чем хорош номинант на Оскар и почему стоит посмотреть его уже сейчас.
История или легенда?
Фотожурналист Макото Фукутуми в творческом кризисе. Он не знает, зачем занимается своим делом и не верит, что с ним может произойти нечто особенное, что выделит его среди остальных. Однажды после горного восхождения в непальском баре Макото встречает человека с камерой, которая вполне могла принадлежать Джорджу Мэллори, знаменитому альпинисту, который первым пытался покорить Джомолунгму. Тем не менее, в 1924 году при попытке взобраться на самую высокую гору в мире, также известную как Эверест, он исчез вместе с компаньоном Эндрю Ирвином, и до сих пор нет никакой информации, удалось ли им достичь вершины.
Вероятно, с ними случился несчастный случай, когда они уже спускались с горы, и поэтому по праву подвиг первопроходцев принадлежит именно им. Известно, что во время восхождения у него была при себе камера, где наверняка содержатся снимки произошедшего. Так начинается «Вершина богов», история обычного японского журналиста, который взялся за расследование этого дела.
Поиск заветной камеры приводит его к Дзёдзи Хабу — другому известному альпинисту, пропавшему много лет назад после инцидента с гибелью товарища и скрывающему у себя предмет интереса журналиста. Он запланировал ещё более экстремальное восхождение на Эверест, которое Макото не может не запечатлеть.
Реализация идеи
Перед французскими аниматорами (студия Folivari) встала сложная задача: уместить мангу, включающую полторы тысячи страниц, в полноценный фильм. Это не аниме, поскольку проектом занимались не японцы (и не китайцы, вьетнамцы и корейцы). Тем не менее, аниматоры отдают дань оригиналу и сохраняют черты традиционные черты японского стиля графики. Минималистичный подход в отношении персонажей компенсируется детальной проработкой горных пейзажей, движения людей и визуальных эффектов, описывающих моральное состояние героев. Простыми словами, рай для эстетов.
Режиссёр Патрик Имбер не романтизирует быт альпинистов. Это тяжёлый и опасный спорт, где неудачный шаг может стоить здоровья или даже жизни. Один из главных героев Дзёдзи Хабу стал свидетелем гибели своего товарища, буквально напросившегося к нему на рискованное восхождение. Сам Дзёдзи сломал и отморозил два пальца во время ключевой в своей карьере экспедиции. Их пришлось ампутировать, и с тех пор дорога в профессиональный спорт была для него закрыта. Во время пути на Эверест герои сталкиваются с оползнями, лавинами и иными стихийными бедствиями, где без подготовки и доли удачи шансы выжить невелики. Из-за максимально реалистичной анимации окружения, во время просмотра зритель постоянно находится в напряжении, ожидая худшего, как и во время реального путешествия.
Важно также отметить экспозицию, заставляющую сопереживать героям. Во время расследования зритель проходит путь Дзёдзи от локального японского клуба альпинистов до становления спортсменом с мировым именем и полного исчезновения. Герои «Вершины богов» не функции, а реальные люди со своей мотивацией и болью, как со стороны выгоревшего журналиста, так и потерявшего друга альпиниста. Их встреча — не что иное, как спасение, которое они нашли друг в друге, сами того не подозревая.
Другой важный аспект — ощущение пространства и времени. Восхождения на горы длятся в среднем неделю, которую участники проводят в минимальном контакте друг с другом, либо в одиночестве. Это эмоционально сложно. Более того, они устают, болеют и мёрзнут. Благодаря визуальным и звуковым эффектам, Имберу удаётся передать за короткий промежуток времени весь спектр чувств, которые переживают в это время спортсмены. Даже спустя много лет Дзёдзи мучают воспоминания о гибели товарища. Буквально всё вокруг напоминает ему об этом. Тем не менее, единственный путь, который спортсмен видит для себя — продолжать покорять вершины, чтобы снова почувствовать себя свободным и живым.
«Я чувствую себя живым только в горах»
Фильм можно назвать примером качественной адаптации манги. Он не смотрится взахлёб, а даёт возможность подумать и пережить происходящее, проанализировать слова и поступки героев. Каждое восхождение на гору — это либо маленький подвиг, либо трагедия. Тем не менее, не горящий альпинизмом зритель полноценно погружается в него. «Вершина богов» не позиционируется как милый фильм, а показывает весь ужас и величие этого экстремального вида спорта. Он достоин внимания хотя бы поэтому.
Мангу, кстати, пародировали в «Гриффинах» — в 1 серии 11 сезона.