Осторожно, вы повернули ключ и запустили череду необратимых событий… Первое и самое важное: с 27 февраля российский прокат захватывает «Обезьяна» (The Monkey) Осгуда Перкинса — экранизация одноимённого рассказа Стивена Кинга, где Тео Джеймс (тот самый хот из «Дивергента») сыграл братьев-близнецов. Рассказываем, как мастер превращает хоррор в чёрную комедию и не ударяет в грязь лицом после успеха «Собирателя душ».
«Не ухмылка, а оскал, и, если повернёшь ключ, губы задвигаются, зубы словно вырастут — зубы вампира, губы начнут извиваться, а тарелки — ударяться друг о друга, дурацкая обезьяна, дурацкая заводная обезьяна, дурацкая, дурацкая…»
Близнецы Хэл и Билл (Кристиан Конвери) росли без отца в постоянных ссорах. Не сплотила братьев даже череда смертей, одолевших семью после появления зловещей игрушки — заводной обезьяны с барабаном, выстукивающей марш. Повернёшь ключик — механизм заведётся, а лапы запляшут так, что на последнем ударе кто-то неминуемо умрёт. А кто — выберет сам ударник.
В один миг Хэл и Билл потеряли няню — ей отрезали голову во время застолья, и маму — её одолела аневризма. Тогда мальчики решили раз и навсегда избавиться от убийцы — сковать цепями картонную коробку и бросить в колодец. И вроде бы сработало, но спустя 25 лет барабан снова издал смертельный звук.

Перкинс самобытен. Он не использует литературу в качестве трафарета. Рассказ Кинга выступает фундаментом, где Осгуд безудержно переставляет кирпичи, меняя планировку. Например, делает Хэла и Билла близнецами. Если в первоисточнике первый младше на пару лет, то в фильме всё сводится к минутам. Вдобавок мастер приписывает братьям новые черты: Билл становится забиякой и вечно унижает Хэла, чувствуя превосходство над ним. Таким образом автор выстраивает драматургию на конфликте родственников, перетёкшем из детства во взрослую жизнь.
Однако Перкинс, как и Кинг, сохраняет главным героем одного из них, даруя ему закадровый голос. Хэл (Тео Джеймс) так и остался тихоней-неудачником, который избегал общения с сыном, из-за чего теперь теряет родительские права. Он раз и навсегда оградил себя от прошлого, разорвав отношения с братом. Однако их свела очередная смерть — тётушки (Сара Леви), воспитавшей парней вместо матери. Хэл получает звонок от Билла с заданием: во что бы то ни стало остановить обезьяну, пусть даже ценой собственной жизни.

Прошлогодний хоррор «Собиратель душ» помог Перкинсу встать на волну хайпа — всё дело в успешной маркетинговой кампании, благодаря которой автор стал известен не только кинозадротам. Успех ленты с Майкой Монро сформировал определённые ожидания и от «Обезьяны», что, безусловно, играет на руку для проката. Однако есть и другая сторона медали — ожидания могут быть не оправданы.
Но Осгуда не так-то просто застать врасплох. Он придумывает фичу — трансформирует хоррор в чёрную комедию или даже фарс с детальной проработкой детских травм. Смерти здесь гиперкровавые и абсурдные — например, одна из жертв бибизяны (написано верно) сначала падает лицом на рыболовные снасти, потом выбегает из дома с горящей головой и смачно врезается в табличку, информирующую о продаже здания. Выходит целая кровавая хохма, от которой критики на закрытом показе в Москве надрывали животики. Лента становится новым «Пунктом назначения», где главным героям не нужно убегать от смерти, потому что примат не трогает того, кто поворачивает ключ.

Перкинс успевает затронуть и начатую в «Собирателе душ» тему семейных травм, что роднит его с Ари Астером. Всю жизнь Осгуд боролся с секретами и умолчаниями. Его отец Энтони Перкинс, исполнивший главную роль в «Психо» Альфреда Хичкока, умер от СПИДа, а мать — в теракте 11 сентября. Оттого и Билл, один из героев Тео Джеймса, проецирует собственную детскую травму на сына, не подпуская его к семейным тайнам — даже не рассказывает о существовании родного брата. Аналогично поступала и мать Осгуда, скрывавшая подробности личной жизни мужа.

Возведены в абсурд и главные герои. Хэл до жути мямля, а Билл — шизик. Из-за этого порой не понимаешь: перед тобой концепт или плохая игра Тео Джеймса, который в сериале «Джентльмены» на фоне Каи Скоделарио и Дэниэла Ингса оказался тухловат. Однозначно можно сказать одно: актёру очень идёт быть злодеем с гиперфиксацией. А так как Осгуд уделяет больше экранного времени условно положительному Хэлу, Билла прямо недостаёт. Бросаются в глаза и некоторые нераскрытые сюжетные линии вроде появления героя Элайджи Вуда, решившего занять отцовское место Джеймса. В отличие от исполнителя главной роли, он мгновенно притягивает к себе внимание, но остаётся лишь на пару минут, отчего зрителю приходится гадать: а что это было?
Осторожно, спойлер!
Борьбу семьи Шелбернов с обезьяной Перкинс превращает в историю мести одного из братьев. Так, Билл хочет навредить Хэлу из-за смерти матери, ведь именно тот повернул злосчастный ключ. Автор придумывает целый культ, где герой в окружении света телевизоров просит примата убить Билла. Но ударник — не игрушка. Как и жизнь, он непредсказуем.
В карусели убийств прослеживается чёткая мысль: смерть, как и жизнь, — нечто неконтролируемое и случайное. Мы все уйдём, так что остаётся лишь принять этот факт и, как говорила мать героев, «пойти танцевать». Игрушка — метафора взросления. Всё в жизни — фарс и фарш. Так что не стоит убегать.

«Обезьяна» оказалась вовсе не дурацкой. Это пример удачной интерпретации сюжета. Сделай Перкинс всё построчно, фильм бы просто не получился. По хитовости картина не переплюнет «Собирателя душ», однако такой цели у автора и не было. Посмотрим, каким получится «Крипер» — следующий фильм Осгуда, который выйдет в американский прокат уже осенью.