Мюзикл — жанр, традиционно ассоциирующийся с романтическими историями и песнями о неразделённой любви, вроде «Вестсайдской истории» (1961) и «Бриолина» (1978). Ещё в 30-х бродвейские режиссёры и постановщики ориентировались на уже привычный для аудитории драматический концепт. Но что, если мюзиклы могут быть совершенно другими? Marvel Entertainment и DC Comics известные своими комиксами о супергероях адаптировали многие успешные проекты в жанре. Супермен, Бэтмен, Капитан Америка, Человек-паук и другие персонажи историй о супергероях были персонажами мюзиклов, очень далёкими от стереотипного представления об этом жанре.
«Это птица... Это самолет… Это Супермен» (1966)
Первая попытка реализации супергеройского мюзикла произошла силами DC Comics. Шоу открылось на Бродвее в Театре Элвина 29 марта 1966 года, а роль Кларка Кента исполнил Боб Холлидей. Актёр стал вторым экранным и сценическим воплощением персонажа (после Джорджа Ривза), сыграл роль в ста сорока спектаклях, снялся во многих промоушенах, рекламах и телешоу. По сюжету мюзикла Супермен пытался победить доктора Эбнера Седжвика — десятикратного лауреата Нобелевской премии, учёного, стремящегося отомстить научному миру за отрицание его таланта. Вдобавок Кларк Кент вступил в романтический конфликт с Максом Менкеном, обозревателем газеты Daily Planet, влюблённым в Лоис Лейн. Девушка питала чувства к Супермену, поэтому Менкен объединился с Седжвиком, чтобы уничтожить помеху.
Режиссёром мюзикла стал Гарольд (Хэл) Принс, известный по таким успешным Бродвейским постановкам, как «Вестсайдская история» и «Призрак оперы». За свою карьеру постановщик получил 21 премию «Тони». Несмотря на положительные отзывы, постановка не получила широкого распространения в театральной публике и осталась популярной только среди преданных фанатов DC Comics. Мюзикл закрылся 17 июля 1966 года после 129 спектаклей. Однако позднее перезапускался восемь раз — последний показ завершился в 2016-м.
«Бэтмен: мюзикл» (1998)
В период с 1998 по 2002 год Джим Стейнман работал над мюзиклом, основанным на серии комиксов о Бэтмене, который был спродюсирован Warner Bros. Theater Ventures. Это новое подразделение WB было нацелено на конкуренцию с Disney, чья мертвая хватка на Бродвее с такими постановками Disney Theatrics, как: «Король лев», «Красавица и чудовище» и «Аид», была и остаётся крепкой. Дэвид Айвз должен был написать сценарий, Стейнман — музыку и тексты, а Тим Бёртон был выбран режиссёром, хотя позже он преуменьшил своё фактическое участие в проекте. Первоначальная дата открытия была объявлена в 2001 году, когда Стейнман и Айвз передали готовую версию Warner Bros. Однако в 2002 году Штайман заявил, что работа над шоу выполнена только на 70%. Объявили найм Бёртона, а два года спустя новое расписание с открытием проб и датой премьеры на Бродвее, назначенной на 2005-й. Но проект провалился до завершения производства. Многие винят отмену постановки в отсутствии успеха бродвейского проекта Штейнмана «Танец вампиров» (1997), который не смог окупить свой бюджет.
В 2006 году после выпуска альбома Bat Out of Hell III: Monster Is Loose певца Meat Loaf, Стейнман, который также был автором текстов многих песен, завёл блог на своем официальном сайте. В нём он поделился с поклонниками демоверсиями саундтреков «Бэтмена». На фоне этих публикаций стали появляться новости о возможном возобновлении проекта, но в настоящее время все они считаются ложными.
«Человек-паук: Погасить тьму» (2011)
Бродвейский мюзикл с тяжёлой судьбой. Официальная премьера состоялась 14 июня 2011 года. Отзывы были смешанными: зрителям шоу нравилось, критикам — не всегда. В 2014-м было объявлено, что мюзикл отправится в тур по стране, но гастролей так и не последовало. Постановка должна была в очередной раз рассказать историю о Питере Паркере и показать его встречу с известными злодеями: Зелёным гоблином, Электро и Ящером. Планы были безумно амбициозны: из-за количества персонажей, необходимых декораций и большого бюджета. Но что-то пошло не так.
Об идее создания мюзикла говорили ещё в 2007 году, но начало производства постоянно откладывалось и стартовало только два года спустя — в 2009-м. Сценаристом проекта стала автор мюзикла «Король лев» Джулия Тэймор, а музыкой и текстами песен занялись Эдж и Боно из группы U2. Фоном для постановки хотели использовать большие экраны, имитирующие страницы комиксов. Все герои, включая самого Человека-паука, «летали» с помощью плохо скрываемых страховочных тросов не только над сценой, но и по всему залу. А это, честно говоря, довольно круто!
Постановка мюзикла обошлась в 75 миллионов долларов, что даже для Бродвея было весомой суммой. А технические проблемы в виде постоянных сбоев фоновых изображений и рвущихся тросов, служивших страховкой актёров, сделали постановку известной ещё до премьеры: ведь во время репетиций пострадало немало актёров, которым пришлось покинуть постановку из-за серьёзных травм. Например, каскадёр исполнителя главной роли Рива Карни несколько раз путался и застревал в страховочных тросах, из-за чего получил множественные ушибы и растяжения. Продюсеры шоу выплатили штрафы на несколько тысяч долларов за нарушение правил безопасности.
«Роджерс: мюзикл» (2023)
То, что начиналось как короткая шутка в сериале «Соколиный глаз», станет настоящей постановкой «Роджерс: мюзикл» в Disney California Adventure в конце 2023 года. Аккаунт Disney Parks в твиттере опубликовал короткий тизер, в котором Пегги Картер берёт афишу «Роджерс: мюзикл» и подходит к шатру с надписью «Скоро в продаже». Из-за появления Пегги в видео-тизере кажется, что события мюзикла будут происходить во время Второй мировой войны и сосредоточатся на происхождении Стива. Disney Parks обещает, что в будущем появятся дополнительные подробности.
В первом эпизоде «Соколиного глаза» Клинт Бартон привёл семью посмотреть бродвейский мюзикл, который должен был стать данью уважения Мстителям, но при просмотре Клинт испытывал только недоумение и грусть. «Роджерс: Мюзикл» — это творческий, в какой-то мере комедийный взгляд на самого человечного супергероя Marvel. И даже в этом коротком фрагменте сериала постановка выглядит и звучит как классический бродвейский мюзикл из-за того, что музыка была написана знаменитыми Бродвейскими композиторами — Марком Шейманом и Скоттом Уиттманом. После выхода первого эпизода сериала музыканты сообщили Entertainment Weekly, что хотят написать полную версию мюзикла:
«Есть миллион вещей, которые вы могли бы создать в мюзикле Marvel, особенно со Стивом Роджерсом, — сказал Шайман EW в декабре 2021 года, — тот факт, что он существует и в 40-х годах, позволит нам написать множество разных жанров, так что вся история Marvel будет происходить в течение десятилетий. Было бы здорово сделать это».
Впервые номер «Спасите город» из мюзикла о Капитане Америка был поставлен на презентации Marvel D23 в 2022 году.
Мюзиклы о супергероях не всегда заканчиваются успешной реализацией. Часто создателей подводят непомерные амбиции: желание показать на сцене то, что воплотить в реальную жизнь практически невозможно. Декорации, достойные спецэффекты, костюмы требуют от студий больших, часто, практически непомерных затрат, которые, к сожалению, не всегда окупаются.