Вы, скорее всего, слышали о сериале «Наследники» (Succession). И если у этого сериала есть номинация на премию — он почти обязательно её получит. Это одно из ключевых высказываний о природе корпораций конца 2010-х-начала 2020-х . Конечно, проект HBO говорит не только о том, как не прав этот ваш чёртов Корпоратск, но и о семейных отношениях, которые бывают не менее сложными и хищническими, чем бизнес-сделки.
Сюжет сериала почти сказочный: вместо королевства детям предстоит унаследовать международный медийный конгломерат Waystar Royco. Тут есть и несколько Иванов-дураков, и принцесса, которую как будто хочется спасти, и король, который одновременно и справедливый правитель, и хитрый Кощей.
Власть
Одна из ключевых концепций для сериала — это власть. В череде героев, которые были поглощены этой штукой, уже были замечены и Уолтер Уайт из «Во все тяжкие», и Фрэнк Андервуд из «Карточного домика», и… вы наверняка с лёгкостью продолжите сами.
Престарелый медиа-магнат Логан Рой (Брайан Кокс) должен передать управление компанией одному из своих детишек. Но при этом он понимает, что, кажется, не воспитал никого достойного (как так вышло — понятно станет по ходу сюжета), зато конкуренция между тремя сыновьями и дочерью может дать выгодные плоды. Вот уже три сезона мы ждём, когда у Королевства появится Наследник или Наследница. И долгожданный момент почти наступал, но лишь для того, чтобы все претендующие на место, убедились, что они не подходят.
Семья
Агрессивный батя всё время обманывает детей, а они продолжают ему верить. Наивно и глупо? Да нет, кажется, так устроена человеческая психика. Отец семейства всю жизнь вёл себя со своими детьми, как с бизнес-партнёрами — пытался продавить, манипулировал и издевался над слабостями. В третьем сезоне можно заметить попытки объяснить такое отношение к собственным отпрыскам, но оно не выглядит утешающим.
В некоторых эпизодах перед зрителем буквально разворачивается фрейдовская драма, когда один из сыновей решается пойти против отца, но то, насколько трудно это решение ему даётся и какие последствия приходится принять, лишь показывает тщетность попыток преодолеть пресловутую «отцовскую фигуру». В этом синтезе властно-семейных отношений деньги, влияние, уважение и забота смешиваются в причудливую картину бесконечной борьбы людей, лишённых любви и относящихся друг к другу скорее как к товарам/исполнителям услуг.
Самокритика
Среди фанатов бытует расхожее мнение, что сериал посвящён семье медиамагната Руперта Мёрдока, но, кажется, это не совсем так: за несколько лет до «Наследников» шоураннер Джесси Армстронг написал сценарий о Руперте Мёрдоке, представив, как семья медиамагната собирается на очередной день рождения главы клана. Сценарий привлёк внимание продюсеров, но экранизирован не был.
Голливуд очень любит истории о себе или около. Часто те же «Оскары» получают фильмы про работу с кинематографом — «Артист», «Операция “Арго”», «Бёрдмэн». А тут история про гигантскую медиакомпанию, которых сейчас народилось немало, — идеальный претендент, чтобы похвалить сериал за критику индустрии и при этом оставаться собой. В «Наследниках» есть, например, сюжет, где главы корпораций (и среди них Логан Рой) решают, кто станет следующим президентом США: кого будут медийно уничтожать, а кого — восхвалять. Сериал одновременно возвеличивает медиа и показывает слабые стороны этой сферы: от внутренних противоречий до неспособности угодить разношёрстному потребителю.
Само название сериала, в конце концов, говорит не только о наследниках, но и о преемственности как неком порочном круге, в котором изменения невозможны: новый наследник вряд ли изменит индустрию, потому что идёт по уже проложенной для него тропе. Люди, которые могут стать потенциальными преемниками, уже существуют в разлагающей среде борьбы за власть. Они вырастают в семье с отстранённым отцом, и когда нужно рассказать о тёплых воспоминаниях из детства ради милого интервью, очищающего репутацию компании, Роман (Киран Калкин), Коннор (Алан Рак), Шив (Сара Снук) и Кендалл (Джереми Стронг) вспоминают то, что видели где-то в поп-культуре.
Семью невозможно основать на корпоративных принципах , но можно изрядно потрепать. Так и зрители «Наследников» становятся частью семьи Роев, корпорации Waystar Royco, и пытаются понять, можно ли сохранить здравомыслие и милосердие в столь негуманной среде. Может быть, мы все немножко «наследники» медийного мира, в котором находимся?