В июне 2024 года на стриминге Disney+ состоялся релиз нового сериала во вселенной «Звёздных войн» под названием «Аколит». Новое детище студии Disney получило хорошие оценки критиков, но на него тут же обрушился вал негативных отзывов со стороны разъярённых фанатов и рядовых зрителей. Дебютный сезон сериала даже не успел закончиться, а в сети с выходом каждой новой серии не утихают полные фанатской ярости споры. Так о чём же этот сериал, какое место занимает в таймлайне вселенной далёкой галактики и чем не угодил фанатам? Давайте разбираться.
Эра Расцвета Республики
Сериал «Аколит» вполне можно назвать давней мечтой истинного фаната Star Wars. Дело в том, что франшиза всю свою долгую историю, так или иначе, строила все свои сюжеты вокруг одних и тех же событий и персонажей — династия Скайуокеров, борьба с Империей, клонические войны и т. д. Даже великолепный «Мандалорец», который вроде бы стоял особняком, в итоге вплёлся в общий сторителлинг, то пересекаясь с известными героями, то посещая памятные места. И фанаты долго ждали, когда снимут хоть что-то, что вообще никак не связано с этой историей. Лор «Звездных войн» настолько обширен, что в нём полно захватывающих событий и сюжетов, которые так и просятся на большие экраны. «Аколит» как раз должен был стать таким произведением.
События сериала берут своё начало за 100 лет до первого фильма трилогии приквелов — «Скрытой угрозы» (Эпизод I). Этот временной эпизод во вселенной «Звёздных войн» называется эрой «Расцвета Республики». В этот период Галактическая Республика достигла пика своего могущества. Экспансия дальних территорий космоса идёт полным ходом. В самой галактике царит мир и процветание. А Орден джедаев переживает лучшие времена, простирая свою власть над территорией всего освоенного космоса.
В эту эпоху джедаи совсем иные, нежели тот образ, к которому фанаты привыкли. Они менее аскетичные и более свободные. Там, где орден Джедаев в эпоху Энакина Скайуокера больше напоминает закрытый монашеский орден с запретами, чёткими трактовками Кодекса и жёсткой дисциплиной, джедаи из «Расцвета Республики» больше напоминают исследователей и свободных философов. Им не чужды скитания по галактике в поисках мудрости, изучение пределов Силы и её возможностей. Джедаи «Расцвета Республики» — это триумф светлой стороны Силы и её последователей. Это отражено даже в дизайне одежды — преобладает белый цвет с золотом. Словно церемониальная одежда, а не походная экипировка рыцаря-джедая.
«Расцвет Республики» — это относительно свежее нововведение в лор вселенной, которое впервые было упомянуто в 2019 году в аудиокниге «Дуку: Потерянный джедай», но окончательно обрело свою форму лишь в 2021 году с выходом одноимённого романа. Затем эта инициатива обросла большим количеством различных произведений в самых разных форматах: комиксы, мультсериал, аудиокниги. А упоминания о ней начали появляться в событиях основного таймлайна саги о Скайуокерах. Так о чём же новый сериал?
Детектив в далёкой-далёкой Галактике
События «Аколита» разворачиваются в последние годы «Расцвета Республики». Орден сталкивается с серьёзной проблемой — некто начинает одного за другим убивать джедаев. Мотивы не ясны, а личность убийцы неизвестна. Расследование поручают группе, которую возглавляет магистр джедаев Сол в исполнении звезды сериала «Игра в кальмара» Ли Джонджэ. Волею судьбы к группе присоединяется девушка Оша (Амандла Стенберг) — бывший падаван Сола и первая подозреваемая по этому делу. Герои начинают распутывать клубок тайн и выясняют, что причины беспощадных убийств кроются в их совместном прошлом, а убийцей управляет некий последователь тёмной стороны Силы.
Идея снять сериал во вселенной Star Wars в совершенно другой эпохе зародилась ещё во время выхода фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход». Реализовывать идею поручили телевизионной сценаристке Лесли Хэдланд, которая работала над сериалом «Жизнь матрёшки» в качестве продюсера.
Хэдланд ставила задачу попытаться рассказать историю, в центре которой будет не герой, а злодей. В её глазах в эпоху «Расцвета Республики» злодеи — неудачники, поскольку не обладают ни властью, ни численным перевесом. Именно поэтому было бы интересно понаблюдать, как они пытаются разрушить идиллию Республики из тени, шаг за шагом подтачивая основы, на которых стоит мир. Также сериал должен был быть больше ориентирован на женскую аудиторию, центральными персонажами сериала стали женщины.
В своем интервью для Collider Хэдланд поделилась, что одним из источников вдохновения для «Аколита» стал другой недавний сериал по «Звездным войнам» под названием «Андор». Хэдланд была в восторге от того, как сценаристам и шоураннерам удалось рассказать цельную детективную историю, в которой каждый эпизод важен для понимания общего сюжета. Но в то же время Хэдланд сказала, что в сериале не должно быть привычной для Star Wars имперской иконографии, которая чаще всего работает как фансервис, но не помогает нарративной части произведения.
Также в сериале планировали исследовать образ простого обладателя Силы в ту эпоху. Хэдланд задаётся вопросом, можно ли иметь связь с ней, но не становиться джедаем? А если остаться собой, не запретят ли её использовать? Джедаи монополизировали Силу? И если они так могущественны, то почему продолжают так ревностно концентрировать власть в своих руках? На самом деле, это довольно интересные темы, которые ранее либо вообще не обсуждались во франшизе, либо обсуждались вскользь. Но как же так вышло, что при столь верном векторе развития и таком серьёзном настрое шоураннеров сериал потонул в море фанатского гнева?
В чем причина гнева зрителей?
На момент написания статьи у «Аколита» на Rotten Tomatoes оценка со стороны критиков составляет 84% против 13 со стороны зрителей. Не нужно пояснять, что это чудовищный и не так часто встречающийся разрыв во мнениях. Дальше — больше: «Аколит» — продукт из вселенной Star Wars с самым низким рейтингом за 50 лет, а это весьма впечатляющий результат, хоть и со знаком минус. В конфликте не обошлось без забавных ситуаций. Гнев фанатов был так жесток и стремителен, что они по ошибке задизлайкали на IMDb другой фильм со схожим названием — «Аколиты» — австралийский ужастик 2008 года.
Основной причиной такой негативной реакции со стороны зрителей называют ненависть шоураннеров сериала ко вселенной «Звездных войн» и её фанатам. Эта ненависть, по мнению поклонников франшизы, выражается в пренебрежительном обращении с каноном вселенной, засильем элементов современной «повестки» и плохой сценарной работой в целом.
Что касается надругательств над каноном, то эти обвинения не беспочвенны. Хэдланд в процессе подбора команды сценаристов старалась привлечь также и людей, которые ничего не знают о «Звездных войнах». Этим она хотела добиться наличия незамутнённого взгляда на вселенную и привнести в неё новые идеи. Хотя, по мнению многих, в сериале «Аколит» совершенно нет каких-то новых идей. Сериал, напротив, выглядит достаточно вторичным, поскольку копирует многое из того, что мы и так видели прежде в фильмах по Star Wars. Это при том, что рассказывается об эпохе в мире «Звёздных войн», которая по многим параметрам должна сильно отличаться от ранее снятых фильмов.
Общая логика поведения персонажей, сюжетные события и отдельные сюжетно странные сцены — всё без остатка подвергается критике. Даже момент, в котором главная героиня тушит пожар в открытом космосе, подвергся нападкам. Хотя нарушение законов физики для «Звездных войн» не в новинку. Забавно, что даже в своём невежестве сериал повторяет ошибки предшествующих произведений.
Что касается повестки, то её элементы более явно расставлены в сериале. Тут речь идёт и об актёрах, представляющих различного рода меньшинства. И довольно любопытно распределение на хороших и плохих в сериале по расовому или некому иному признаку. И как же не вспомнить претензии к знаменитой уже третьей серии, в которой сообщество ведьм, состоящее целиком из женщин, создаёт себе детей, прибегая лишь к использованию Силы. Чем не пропаганда? — спросят многие поклонники вселенной. Правда, фанаты, похоже, забыли, что Энакина Скайуокера тоже зачали с использованием Силы и без участия в этом процессе отца.
Команда «Аколита» не оставалась в стороне, и по обычному паттерну медийной коммуникации с публикой начала обвинять фанатов в расизме, сексизме и прочих «измах», место которых в этом конфликте без сомнения есть. Так, например, Хэдланд считает, что люди, выступающие против инклюзивности, не могут быть настоящими фанатами. А исполнительница главной роли Амандла Стенберг неоднократно говорила о нападках в сети в её сторону.
Тем не менее, тема той самой «повестки» куда более актуальная, чем все думают. Речь идёт о совсем недавней масштабной утечке конфиденциальной информации из кулуаров высшего эшелона управления компании «Дисней», а именно вице-президенте Майкле Джордано. Если кратко, то журналист Джеймс О'Киф направил своё подставное лицо на свидание с Джордано, на котором тот на скрытую камеру рассказал, как на работу в компанию не принимают белых, отказывают темнокожим, если они недостаточно темнокожие и что «Дисней» очень гордится тем, что подавляющее количество их штатных сценаристов — представители меньшинств. Самое интересное в этом, что решающий голос в этом процессе остаётся за инициатором этой практики — Бобом Айгером, который в публичном поле наоборот заявляет о бескомпромиссном равноправии.
К чему в итоге приведут все эти споры и конфликты — сказать трудно. И также нелегко предугадать, будут ли учтены уроки из этого провала.
Стоит ли смотреть сериал?
Сериал «Аколит» можно без каких-либо опасений пропускать, поскольку он не дарит новых впечатлений, не развлекает и уж точно не привносит в лор «Звёздных войн» каких-то важных моментов.
Если отбросить претензии фанатов, которые достаточно дискуссионные и больше основаны на эмоциях, чем на трезвом анализе, то «Аколит» можно назвать слабым и проходным.
Сериал не увлекает интересной историей, лишь поначалу интригуя своей завязкой. Согласитесь, детективов в мире Star Wars раньше не было. Можно, конечно, вспомнить первую половину сюжета «Атаки клонов», в которой Оби-Ван Кеноби вёл расследование, но ядром сюжета детективный жанр ещё не был. Однако, сразу после бодрого вступления сериал как будто теряется и не знает, что с такой сюжетной основой делать.
Сама история, основной конфликт, диалоги — всё весьма примитивное и крайне нудное. Смотреть достаточно скучно, поскольку что основные персонажи, что второстепенные никак не запоминаются, а лишь обмениваются банальными и очень высокопарными диалогами. Некоторые сцены до неловкости комичны. А мотивы героев непонятны. Особенно, если речь идёт об основном конфликте.
Экшена в сериале практически нет. Но даже тот, что есть, только вдумайтесь — это не дуэли на световых мечах. И это в сериале о джедаях! За три первые серии ни одной схватки. Когда фанаты последний раз видели красивую дуэль на световых саблях? В финале «Мести ситхов»? Это просто смешно, если честно. Такое ощущение, что шоураннеры просто не понимают, зачем подобный сериал вообще надо смотреть и какие у него потенциальные преимущества.
Несмотря на заявления шоураннеров о том, что «Аколит» будет стоять особняком от франшизы и не заигрывать с фанатами, в сериал завезли и пасхалки. Правда, практической пользы от них немного. Если появление мастера-джедая Вернестры Роу ещё может приятно удивить знакомого с каноном «Расцвета Республики» зрителя, то кому в сериале на мгновение нужен ещё один джедай Ки-Ади-Мунди — непонятно. Неудивительно, что многие вообще не придали значения появлению этого персонажа.
В сухом остатке «Аколит» достаточно слаб по всем фронтам. И дело не в «повестке» или в невежественности фанатов, которые часто всем недовольны. Причина в том, что на работу над сериалом пригласили некомпетентных людей, которые слабо понимали материал, над которым им предстояло работать.
Когда в далёком 2012 году Джордж Лукас продал права на Star Wars компании Disney, у многих пробежал холодок по коже, поскольку возникло предчувствие, что дальше будет только хуже. Отчасти поклонники франшизы ошиблись, поскольку зрители получили отличный сериал «Мандалорец», клёвые видеоигры, например, «Звёздные войны. Джедаи: Павший Орден», местами неплохие комиксы (сольные серии о Дарте Вейдере как пример). Но возникает ощущение, что плохого «Дисней» сделал куда больше. И этот поток местами неоднозначных, а чаще очень халтурных и дурновкусных проектов от года к году только растёт. И всё-таки в этой ситуации пессимизму нет места. Ведь практика показала, что рано или поздно крутые проекты выходят, и мы снова вспоминаем, за что мы так любим «Звёздные войны».