Анонс реалити-шоу по мотивам «Игры в кальмара» в июне 2022 года изначально звучал как выдуманная новость из сатирического издания. Однако план организовать унизительные соревнования за большую сумму денег по мотивам сериала, критикующего капиталистическое общество, оказался реальным. Инициатива, кстати, поступила от самих Netflix, а не от каких-нибудь богатых ютуберов-энтузиастов. Во время съёмок к сомнительной затее прибавились жалобы участников на создателей проекта, державших своих подопечных на холоде и кормивших их фастфудом. Да и сам формат реалити-шоу с испытаниями как будто застрял в эпохе, в которой люди с интересом обсуждали «Большие гонки» и отправляли друг другу нарезки с безумными японскими передачами.
Всё играло против проекта «Игра в кальмара: Вызов» (Squid Game: The Challenge), но 22 ноября 2023 года шоу вышло, получило несколько неплохих отзывов от критиков и стало чуть ли не полноценной заменой застрявшего в производстве второго сезона оригинального южнокорейского сериала (а ещё обзавелось анонсом собственного продолжения). Что ж, попробуем разобраться, как это получилось.
Очевидно, что нагнать драмы в истории, где люди не расстаются с жизнью после партии в «Красный свет — зелёный свет», будет сложнее. Поэтому создатели «Вызова» немного отодвинули «нарратив» и сфокусировались на «геймплее». Старые испытания были переработаны, чтобы удивить знатоков «Игры в кальмара». Например, в квесте на вырезание фигур из печенек зонтики, кружочки, квадратики и треугольники больше не служат великому рандому. По новым правилам участники должны разделиться на четыре группы и выбрать лидеров, которым придётся самостоятельно договариваться насчёт распределения фигур. И если кто-то будет упираться и отказываться от нелюбимой формы, то «погибнут» все лидеры, которых тут же заменят новые.
Желания косплеить сериал и устраивать драки с летальным исходом между раундами у обычных людей внезапно не наблюдается. Однако проредить количество участников всё равно нужно, поэтому организаторы придумали дополнительные мини-игры. Обычно эти активности между обычными испытаниями не требуют каких-то особых навыков: подопытные просто могут попасться на ловушку с телефоном, по которому сообщается, что кто-то выбыл, или их прямым текстом спрашивают, хотят ли они исключить или спасти одного из участников. Такие испытания неплохо раскрывают человеческие пороки от зависти и предательства до эгоизма и жадности, а также создают дополнительное напряжение между игроками и порождают атмосферу паранойи.
Среди основных испытаний тоже появились новички. Однако тут повторить успех с переизобретением старых игр и введением мини-челленджей не получилось. Если дворовые забавы из оригинальной «Игры в кальмара» требовали от людей каких-то навыков, то новинки полагаются лишь на зрелищность и рандом. Местный «Морской бой» с участниками, формирующими кораблики, выглядит занятно, но почти не задействует таланты членов команд. А в конце — осторожно, спойлеры! — финалистов вообще заставили играть в «Камень, ножницы, бумагу».
Грустных флешбэков для участников в формате реалити-шоу не организовать, а их предыстории и философские рассуждения о том, на что потратить деньги, звучат максимально банально, но авторы «Вызова» всё равно умудряются выжать из концепта максимум. Вы вряд ли запомните имена или даже номера игроков и будете определять их по одной характеристике в духе «парень с мамой», «добрый дед» и «раздражающий мужик с замашками агрессивного коуча», но магия монтажа заставит переживать даже за таких героев и удивляться после внезапного вылета одного из них. Например, участник, который по всем правилам драматургии должен был стать местным антагонистом (на это намекали и комментарии других игроков, и количество хронометража, уделённое ему) «погиб» при максимально нелепых обстоятельствах, а создатели тут же отдали его «роль» людям, на которых до этого ни разу не фокусировались. Анализ таких моментов вообще превращается в отдельное упражнение с попытками понять, чего тут больше: слова «реалити» или срежиссированного шоу? Слишком уж красиво закручиваются и обрываются некоторые сюжетные линии…
«Вызов» действительно заменит второй сезон тем, кому нравится сама концепция «Игры в кальмара». В нагнетании саспенса реалити-шоу тоже не уступает оригиналу, но сюжет — не самая сильная, хоть и вполне приемлемая часть передачи. Теперь фанатам придётся ждать не только продолжение «Игры в кальмара», но и новый сезон «Вызова». И чтобы справиться с этой двойной угрозой, мы отобрали ещё несколько «кальмарозаменителей» из мира видеоигр для ценителей формата испытаний на выбывание!
Fall Guys
На дворе уже не ковидный 2020 год, но игра о неуклюжих бобах, проходящих полосы препятствий всё ещё актуальна! Fall Guys живёт не только за счёт новых сезонов с наградами, карт и коллабораций с франшизами от «Губки Боба» до «Черепашек-ниндзя», но и благодаря появившемуся инструментарию, который позволяет клепать собственные уровни. Испытания лишь отдалённо напоминают «Игру в кальмара» механиками и системой выбывания участников, но местный аналог «Стеклянного мостика» достаточно близок к сериальному варианту.
Crab Game
Норвежский разработчик-энтузиаст Dani собирает небольшие игры и делится своими поделками на своём ютуб-канале. При создании очередного интерактивного прикола геймдизайнер вдохновился «Игрой в кальмара». На волне популярности сериала Dani за две недели удалось превратить шутку в полноценную бесплатную онлайн-забаву для Steam. В Crab Game полно читеров, багов и проблем с анимациями, но в южнокорейском сериале ведь тоже не всегда играли по правилам! Ну и в качестве одноразового развлечения для скучающей в Discord компании подобная вакханалия подойдёт лучше всего.
Teeworlds
Двухмерный аркадный шутер Teeworlds стал отличной базой для экспериментов моддеров и картоделов. Фанатские уровни с полосами препятствий не уступали в популярности официальным активностям вроде «Дефматча» и «Захвата флага». От режимов энтузиастов в других играх Teeworlds отличали наличие крюка-кошки у каждого персонажа и местный аналог рокетджампа — hammerfly (два игрока хватались друг за друга и отталкивали себя вверх или в сторону ударами молотка). На «Игру в кальмара» это мало похоже, но режим DDRace, жонглирующий сегментами, где без взаимопомощи и подбрасывания участников не обойтись с типичными соревновательными участками трассы, почти в духе сериала исследовал противостояние альтруизма и эгоизма в душах маленьких 2D-колобков…
Вам даже не всегда нужно искать отдельный проект, чтобы получить опыт, частично напоминающий «Игру в кальмара». Мини-игры с испытаниями и полосами препятствий можно реализовать почти в любой популярной сессионке. Фанатские режимы Obstacle Course существуют и в детищах Valve от Team Fortress 2 до Counter-Strike, и в метавселенных в духе Fortnite или Roblox, и в Minecraft, и в культовой Garry’s Mod.