Разбираем сомнительные сюжетные повороты в «Рике и Морти»

Семён Трясин

Все мы любим детище Дэна Хармона и Джастина Ройланда, и тому есть много причин. Главная из них заключается в том, что вы вряд ли найдёте где-то в бесконечной вселенной ещё один сериал, в котором всё было бы настолько выверено, все сюжетные ходы просчитаны на несколько сезонов вперёд, а отсылки с любовью запрятаны аниматорами и сценаристами по всем уголкам. И при том, что у каждого сотрудника 2x2 дома есть секретный фанатский уголок по «Рику и Морти», в шоу всё-таки есть сюжетные ходы, заставляющие даже нас чесать подбородки и недоверчиво хмыкать.

В этом материале мы поговорим о моментах в сериале, во время которых даже самые преданные фанаты могут воскликнуть «Не верю!» и задуматься, было ли увиденное придумано наспех за баночкой пива. Конечно, это весьма субъективное мнение, так что даже редакция поделилась на два лагеря и отказалась общаться друг с другом после выхода материала. Поэтому не стесняйтесь, ждём ваш праведный гнев в комментариях!

Временный временной парадокс

Ещё во времена первого сезона шоураннеры клялись в интервью не прибегать к сюжетам, завязанным на путешествиях во времени – из-за сложности приёма. На серьёзные намерения создателей намекала и пасхалка в гараже Рика: на одном из стеллажей лежала пыльная и мятая коробка с надписью «Time Travel Stuff», до которой никому из персонажей не было дела. Однако спустя несколько десятков серий планы поменялись. В пятой серии четвёртого сезона дед и внук случайно убивают астронавта с планеты космических змей, тем самым запуская череду временных парадоксов. Конечно, эпизод максимально высмеивает тему тайм-трипов бесконечными отсылками к «Терминатору» и задействует в сюжете временную полицию, работающую с подобными аномалиями, но факт остаётся фактом – обещание нарушено!

Похоже, авторы не зря избегали этой темы, потому что во время просмотра кажется, что без путешествий во времени этот эпизод был бы гораздо занимательнее. Сюжеты, в которых «чужие» оказываются «среди нас» уже набили оскомину, а вот реверсивная история, где «мы» среди «чужих», но «мы» – змеи, а «чужие» – ну, тоже змеи, но космические, звучит интересно и даёт взглянуть на троп под другим углом. Сцены с пресмыкающимися, анализирующими шипение гостя с Земли, нагоняют такого мощного саспенса, из-за чего забываешь, что сериал вообще-то про Рика и Морти. И к чему же приведёт эта напряжённая ситуация? А к простой пародии на «Терминатора» со скучной заменой всех действующих лиц на героев сериала. Поэтому хотелось бы прокомментировать сюжетный ход цитатой из эпизода, обращающегося с временными аномалиями гораздо интереснее: «Не шути, с*ка, со временем».

Ошибка пилота

Но давайте немного отдохнём от четвёртого сезона и вернёмся к истокам. Помните Галактическую федерацию? Жуков, главных антагонистов мира «Рика и Морти», пытающихся на протяжении сериала раздобыть секрет межпространственных путешествий. Кстати, это почти удаётся им в первой серии третьего сезона, когда они забираются в сознание безумного учёного. Вот только стоило ли идти к этому так долго? Если вспомнить пилотный выпуск, то обнаружится, что во время побега с таможни на подконтрольной федерации планете, герои находят большой портал на местном космодроме и переделывают его под свои нужды. После махинаций Рика синее свечение телепорта заменяется на характерное зелёное. Персонажи всё же сбегают, но оставляют в руках жуков рабочую технологию, о которой больше никто никогда не вспоминает. А как бы всё могло повернуться, если бы в галактической федерации работал хоть один внимательный бюрократ?

К сожалению, вопрос останется открытым и будет вызывать дискуссии в формате «А что, если Рик замёл следы вот так…?», но «Галактическая федерация тогда предусмотрела это вот так…», пока сами создатели не решат закрыть гештальт и показать полноценное решение хотя бы в виде небольшой отсылки к событиям из прошлого. Этот сюжетный момент не даёт мне спать по ночам, а Джастин Ройланд не отвечает на мои электронные письма, в которых я подробно описываю свою концепцию. Я их уже штук сто написал. Пожалуйста, ответь…

Чудеса без науки

Хорошо, что у нас есть все необходимые технологии, так что мы можем телепортироваться обратно в последний сезон. Его четвёртая серия запомнилась многим зрителям кланом драконов-извращенцев, но кроме знакомства с этими величественными (или не очень) мифическими существами, шоу показало концепцию магического ремесла в «Рике и Морти». И всё бы ничего, только во время просмотра сложилось впечатление, что подобный сюжетный ход чужд нашему любимому сериалу.

Обычно авторы смеются над сюжетными тропами и архетипами, а затем красиво переворачивают их в постмодернистской манере, но эпизод «Загон и порядок: Специальный Рикпус Морти» как будто лениво играет по чужим правилам. Создателям нужно поместить героев в необычные обстоятельства, в которых они не будут в безопасности? Хорошо, вот вам появившаяся из ниоткуда фэнтезийная реальность, где не работают технологии, а Рик просто отпустит по этому поводу пару едких комментариев. Всё приключение выглядело так, словно сценаристам просто захотелось поиграться с миром DnD, поэтому пришлось сшивать рваный сюжет целого эпизода вокруг этой идеи, но на сей раз вышло не очень удачно. Вместо того, чтобы сочинять огромный пласт мира под двадцатиминутный выпуск, можно было придумать историю, в рамках которой изобретатель собирает свою версию культовой настольной игры, а потом вместе с членами семьи обыгрывает, обшучивает и разбирает её изнутри, как это происходит с научными и псевдонаучными концепциями в классических приключениях Рика и Морти (и в комиксах). Конечно, есть вероятность, что создатели вернутся к магическому миру, чтобы высмеять фэнтези-сиквелы или отослаться к нему в очередной версии замены «Межгалактического ТВ», тогда мы с радостью перечеркнём этот пункт и будем делать вид, что никакого сомнительного сюжетного поворота тут не было!

За хорошими примерами эпизодов про DnD далеко ходить не придётся: в «Гравити Фолз» был замечательный «Подземелья, подземелья и ещё больше подземелий», а в «Сообществе» под руководством того же Дэна Хармона было аж несколько посвящённых «Подземельям и драконам» серий, удачно вплетённых в лор сериала. В общем, не надо так, мы знаем, что вы можете лучше!


В заключении хотелось бы напомнить, что, несмотря на всю продуманность сериала и его бесконечную игру со сквозными сюжетами, «Рик и Морти» в первую очередь – метасолянка из множества жанров, высмеивающая ситкомы, поп-культурные явления и актуальные события нашего мира. Кажется, что это достойная причина, чтобы иногда позволять команде, работающей над шоу, отдохнуть от сложной логики повествования и иногда делать сюжеты с одноразовыми концепциями. Авторы, мы простим вам любые ляпы и неточности, только поскорее выпускайте новый сезон!

Пишу о поп-культуре здесь, пока мейджор-лейбл не выкупит мой нёрдкор-рэп про Шрека и Маппетов

Понятно