21 декабря 2023 года вышла последняя серия нашумевшего сериала «Слово пацана» — работы, подарившей Жоре Крыжовникову обновлённое режиссёрское амплуа. За неделю до финала конечные эпизоды безжалостно слили в сеть. Однако ещё до происшествия постановщик задумал переснять концовку. Что изменилось в восьмом эпизоде и зачем режиссёр наспех слепил новую версию, рассказываем в материале. Осторожно, спойлеры!
Развязка «Слова пацана» оказалась плачевной для всех героев. Однако подобный исход был понятен ещё на стадии шестой серии, когда погибла Айгуль (Анна Пересильд), девушка Марата. Сериал в принципе интересен угнетающим построением, ведь с каждым эпизодом зрителю эмоционально становится только хуже. Смерти, побои, аресты — твисты следуют один за другим, накрывая аудиторию лавиной горечи и опустошения. В конце седьмой серии Адидас-младший решает отомстить за смерть возлюбленной и соглашается на сделку с милицией — сдаёт убийцу Жёлтого. Правда, липового — герой подкладывает пистолет Турбо (Слава Копейкин), который разнёс слух об изнасиловании Айгуль. Однако выгородить брата Марату всё же не удалось — его сдал Кирилл (Никита Манец), которого некогда отшили из «Универсама» за враньё и смерть Ералаша. Теперь Вову преследуют с мигалками, опгшники сидят за решёткой, а младший Адидас жаждет избить насильника. Загвоздка лишь в том, что милиции наплевать на смерть девчонки и месть героя, они не выполняют обещание и сливают парня. А нашему пацану (новому чушпану) приходится искать другой выход.
Что изменили
Те, кто переживал за изменения в финале, могут выдохнуть! Глобально ничего не поменялось. Адидас всё же умирает, а Маратик мстит за смерть любимой. Другое дело — смысловые нюансы. В слитой версии Вова падал от руки группировщика, который мстил за Жёлтого. Парень пырнул старшего Адидаса заточкой. В обновлённой версии в смерти героя виновен Ильдар — тот самый милиционер, некогда помогавший Пальто. Восьмой эпизод делает его главным антагонистом. Мужчина стреляет в спину персонажа Янковского, который убегает от преследователей. А Наташа (Елизавета Базыкина), истерично склонившаяся над суженым, навсегда остаётся одна.
Крыжовников акцентирует внимание на правоохранительных органах и Ильдаре — добавляет с ним аж три сцены, включая упомянутую. Милиционер вытаскивает Пальто из камеры, в которой остаются остальные «универсамовские». Мужчина говорит, что больше не будет помогать семье Андрея, подкрепляя сказанное фразами вроде «дело не в тебе» и «я просто не справляюсь». Маму довели, а Ильдар ведь не святой — понять героя тоже можно. Зачем впрягаться за пацана, который тебе никто? Героиня Юлии Александровой уже не будет прежней, а закон соблюдать необходимо. Служба дороже Андрея. В этот момент персонаж становится не столько антагонистом, сколько обычным человеком, который решил и о себе подумать.
Ильдар хочет во что бы то ни стало поймать Адидаса. Для этого он отправляется в общагу к Наталье, донимая её всякими формальными разглагольствованиями. И всё бы ничего, если бы не появление Вовы, который решил навестить любимую. С этого момента судьба персонажа Янковского будто предопределена. Зритель понимает, что он либо отправится в тюрьму, либо умрёт. Володе удаётся убежать, но в первый и последний раз. Дальше за ним придёт пуля.
Пацан и… закон?
В переснятой серии пацана настигает не пацан, а закон. Зачем Крыжовников обновил финал? Что это — попытка уйти от обвинений в героизации ОПГ или заход на второй сезон? После увиденного зритель может пофантазировать над продолжением истории. Старший Адидас умер, но младший-то полон мести. Возможно, именно за ним и придут приспешники Жёлтого.
Закон добрался и до Пальто, который только-только решил встать на путь истинный. Решив сбегать за «Птичьим молоком» для больной матери, герой сталкивается с бывшим владельцем видеомагнитофона, которого нагло обокрали опгшники. И вместо дома оказывается в детской колонии, где бритые наголо мальчики запевают «Седую ночь», по стилизации будто подражая клипам Shortparis. Крыжовников слегка манипулирует сознанием зрителя: в слитой версии Пальто остаётся верен пацанским понятиям. Например, чтобы купить матери гвоздики, он пристаёт к чушпанам и вымогает у них деньги. Здесь режиссёр будто показывает окончательное нравственное падение мальчика, которого уже не спасти ни усыновлением, ни музыкалкой, ни любовью. В новой версии герой отдаёт продавцу шапку, говоря, что у него больше ничего нет. Но даже это не спасает его. По сути, Пальто просто не везёт.
Романтизация и героизация всё же будут?
Наверняка даже намеренное верховенство закона не способно увести зрителя от романтизации сериала и отдельных персонажей. Ситуацию не исправит и диалог героя Сергея Бурунова с сыном. Когда в совершенно пустом банкетном зале отец после сердечного приступа сидит один, отмечая юбилей. Встречает Володю совершенно пустым взглядом с единственным вопросом о мыслях во время выстрела.
— А как ты выстрелил? Просто нажал или что-то подумал сначала? Может быть, вспомнил что-то из детства? Как вы убиваете?
— Я не помню.
Эти реплики в очередной раз ставят всё на свои места. За счёт родителей авторы сериала повторно доказывают ужас улицы. Здесь нет ни героизации, ни романтизации. На самом деле, к финалу от сериала вообще ничего не остаётся. Хайп опошлил его окончательно, сделав из истории о реальных ужасах группировок очередную драму о мальчиках-подростках. Возможно, зрителям нужно время, чтобы выдохнуть, а потом пересмотреть проект заново — уже новыми глазами.
Итог
Видно, что финал сделан наспех, подтверждение тому — рваные склейки, посреди одной сцены. Порой монтаж по движению выходит из чата. Крыжовников и Золотарёв закольцовывают историю — мы видим противостояние Андрея и Марата, словно напоминание о первой серии. Только в этот раз герои меняются местами. Чушпан теперь вовсе не Пальто, в поединке проигрывает Адидас-младший. При этом будто бы только у Маратика история заканчивается условным хэппи-эндом. Он всё же отомстил за смерть Айгуль. Но какой ценой? Парень кроваво избивает насильника Колика, параллельно валяясь на полу в истерике и обвиняя в смерти девчонки даже брата, ведь если бы не чёртов магнитофон, всё было бы в порядке. Опгшники теперь для него не свои, как и комсомольцы, к которым вынужденно примкнул герой. По сути, ВЛКСМ оказывается той же группировкой, действующей по собственному своду законов и дающей слово комсомольца. Именно дружина приносит Адидасу-младшему Колика на блюде, а не полиция.
Что стало с героями:
• Адидас-старший поймал пулю, а Наташа осталась одна. Возможно, ей прилетит за соучастие и сокрытие преступника.
• Ирина Сергеевна (Анастасия Красовская) решила оформить опеку над Андреем и его сестрёнкой, но пацана это не уберегло — он попал в детскую комнату милиции за кражу видеомагнитофона.
• Мать Андрея окончательно ушла в себя, оставшись в психиатрической клинике.
• Дядя Ильдар «отказался» от семьи Пальто и застрелил старшего Адидаса. Считай — поймал преступника и закрыл дело.
• Айгуль вышла из окна после изнасилования.
• Марат отомстил за смерть любимой и примкнул к комсомольцам.
• Члены «Универсама» оказались за решёткой, но мы не знаем их дальнейшей судьбы.
• Отец обоих Адидасов на грани предынфарктного состояния отказался от Володи.
• А Кащей сам себя пришил, отшив весь «Универсам».
Возвращение Кащея как раз и поможет Крыжовникову выйти на второй сезон. Возможно, он сформирует новую ОПГ или вступит на тропу войны с оставшимися «универсамовскими». Факт в том, что тотальное несчастье однозначно намекает на продолжение, ведь «хорошо же, когда хорошо», да?