В прокат 27 октября выходит полнометражный дебют Яны Скопиной «Скоро кончится лето» — комедийная драма о беззаботных каникулах, первой влюблённости и страсти к гипнозу в начале девяностых. Режиссёр рассказывает о молодом поколении, стоящем перед эпохой перемен: последнее лето с живыми концертами Виктора Цоя, последние школьные каникулы и предпоследний год СССР. Рассказываем, как команде фильма удалось передать то лёгкое и беззаботное ощущение юности, где самая большая проблема — невзаимная влюблённость, главный из страхов — самоопределение, а не туманность будущего.
Сюжет отправляет нас в Казахстан 1990 года. Главный герой Баха (дебютант Алихан Абильдин) заканчивает школу, наблюдает за соседкой Бертой (Ольга Обумова), разбойничает с дворовыми ребятами и увлекается гипнозом — просит портрет первооткрывателя Джеймса Брейда помочь, чтобы отец отпустил гулять на улицу. Баха ещё не раз тайно будет уговаривать фотографию о чём-то — всё-таки хочется провести лето по-своему, подарить Берте то самое красное платье, и чтобы знакомые пацаны всерьёз отнеслись к такому увлечению. Тем более, подобным интересуется не только главный герой, а вся страна — телевизор буквально гипнотизирует зрителей через сеансы экстрасенса Аллана Чумака.
На футболке Бахи — Pink Floyd, в друзьях — Ёж (Ербол Семкулов), напоминающий то ли Брюса Ли, то ли Виктора Цоя, вместо школьных учебников — книга по гипнозу. Самое время исследовать себя и свои границы — научиться отвечать за свои поступки, через поглощающие первые чувства прийти к себе, косить под взрослого с сигаретой во рту и впервые заняться сексом. Нет ничего глобального, что могло бы испортить этот логичный и гармоничный переход из класса подростков в класс взрослых.
Вообще, весь фильм Яны Скопиной ощущается затишьем перед бурей. Герои не знают, что произойдёт в конце 1991 года; не догадываются, что их беззаботное время с каждым днём приближает эпоху перемен; да даже не совсем знакомы с бандитскими девяностыми — лента лишена этой смуты и криминала, народы живут дружно, в одном дворе играют казахи, поляки и русские. У них нет предубеждений о том, какая у кого течёт кровь, в дружбе вообще это не главное.
Кроме мультикультурной команды в кадре есть ещё одна за ним, на главных позициях которой заявлены женщины. Режиссёр Яна Скопина родилась в Алма-Ате, потому для неё важно было рассказать о жизни в Казахстане. Оператором-постановщиком выступила украинка Дарья Балановская, художником по костюмам — армянка Гоар Игитян, а художником-постановщиком — Татьяна Азарова с еврейскими корнями.
В фильме есть место приключениям, а заодно и отсылкам. «Что ещё мне по-настоящему было важно: снимая фильм о Казахстане упомянуть о литературной классике — Чингизе Айтматове и его “Плахе”, действие которой разворачивается на границе Киргизии и Казахстана. Отсылка к рассказу о мальчиках, спрыгивающих с товарняков в Чуйской долине, чтобы добыть гашиш собственным потом и кровью, появится в аульской части фильма», — уточняет Яна Скопина. Кроме Айтматова картина также вспомнит ницшеанского Сверхчеловека и Дон Кихота, которые в разные периоды являлись для Бахи идеалами.
Не только зрителям режиссёр дарит этот дух свободы и молодости — в главных ролях лишь один профессиональный актёр Ербол Семкулов, остальные — дебютанты. Для Скопиной было важно исходить из органики ребят, открыть новые таланты и дать им шанс заявить о себе. Это всё очень чувствуется при просмотре — подростки выглядят подростками, а не профессионалами, которых попросили выучить сленг поколения и омолодили с помощью грима и одежды. Их самобытность заявила о себе ещё до съёмок фильма — так, например, Нургис Турсунбаев, сыгравший Ржавого, одного из друзей Бахи, отправлял видео с пробами, сидя на крыше своего дома, чтобы хоть как-то поймать интернет.
Фильм запечатлевает этих юных и только-только открывающихся миру ребят. Герои выпускаются из школы, но, кажется, лишь сейчас начинают учиться — мечтать, влюбляться, познавать себя. Всё это им пригодится в будущем, которое, как мы знаем, грядёт турбулентное. Картина Скопиной лишена яркой кульминации, время в ней течёт размеренно — точно так же, как проходит жизнь в спокойные времена. Именно это дарит зрителю возможность ностальгировать об убежавшей молодости, украденном детстве или просто лете без тревожности и тоски. Пусть оно и всегда заканчивается в реальности, но в этой драме, кажется, законсервировано навеки.