Классические детективные истории вроде «Шерлока Холмса» и романов Агаты Кристи экранизируют постоянно. За Холмса брались режиссёры Гай Ричи, Игорь Масленников, Стивен Моффат, а не так давно вышли фильмы о легендарном сыщике Пуаро — «Убийство в восточном экспрессе» (2017) и «Смерть на Ниле» (2022). Но предсказуемые истории о великих детективах и выученные наизусть преступления приедаются, поэтому режиссёры создают новые методы удержания зрителя. Например, перевёрнутый детектив, в котором зритель с первых минут знает преступника и причину произошедшего. Ему остаётся лишь наблюдать за персонажами, пытающимися распутать тайну, как было, например, в фильме «Достать ножи». Детектив без детектива — гениально! Благодаря «Загадочному убийству» (в оригинале Murder Mystery) и его продолжению «Убийство в Париже», второе дыхание обрёл и ситуативный детектив, который уже появлялся на экранах в 80-х. В этой статье расследуем, что это такое и чем он отличается от классического.
Отсутствие следователя
Свидетель преступления в таких историях часто становится детективом. На глазах героя происходит убийство, и ему приходится распутывать историю самостоятельно. Зачастую события разворачиваются таким образом, что свидетель просто не способен покинуть помещение, в котором находится преступник или вынужден искать убийц сам, потому что от этого зависит его жизнь. В фильме «Загадочное убийство» Ник Спитц (Адам Сэндлер) и его жена Одри (Дженнифер Энистон) знакомятся с состоятельным мужчиной, который приглашает их на семейную яхту. Во время ужина главу семьи убивают за попытку переписать завещание, и все подозрения, конечно же, падают на новичков. Одри и Нику приходится самостоятельно расследовать убийство не только из любопытства, но и чтобы снять с себя подозрения и избавиться от преследования.
Ещё пример: в сериале «Покерфейс» Райана Джонсона используется приём не только обратного детектива, но и ситуативного. Чарли Кейл (Наташа Лионн) едет по стране, чтобы скрыться от погони. По ходу вынужденного путешествия женщина останавливается в городах на короткие подработки. Преступления словно преследуют её: решила заняться барбекю — повара отравили, захотела продавать мерч на рок-концертах — барабанщика убило током, попала в дом престарелых — две чокнутые бабули убили бывшего любовника. Благодаря способности распознавать ложь человека Чарли тут же замечает несостыковки и самостоятельно берётся за дело.
Отличительная черта ситуативных детективов — отсутствие помощи со стороны. Никаких экспертов-криминалистов, специальных консультантов и напарников. Только соло, только хардкор! Чарли, например, будучи дилетанткой, распутывает каждое дело, не прибегая к помощи посторонних.
Замкнутое пространство
Убийство и зачастую дальнейшие события разворачиваются в замкнутом пространстве. Преступление может произойти в доме, из которого нет выхода, на лодке посреди океана, на закрытом мероприятии. Чаще всего расследование не выходит за рамки этого пространства, как в фильме «Улика» (1985). Гости собираются в старинном особняке мистера Бодди (Ли Винг) на светский ужин и вскоре обнаруживают, что не могут выбраться. Сначала убивают хозяина, потом кухарку. Чтобы не стать следующей жертвой, герои решают взять расследование в свои руки. В «Покерфейсе», где героиня постоянно передвигается по стране, преступления совершаются только в закрытых пространствах. Там же Чарли пытается их распутать: на концертной площадке, заправке, в казино, доме престарелых.
Иногда в ситуативных детективах расследование может выйти за пределы одной локации, но само убийство будет совершено в закрытом пространстве. Например, в недавней ленте «Убийство в Париже» Одри и Ника приглашают на остров, чтобы отпраздновать свадьбу друга. Супруги становятся свидетелями похищения и убийства на празднике и берутся за дело. В ходе расследования Одри и Ник посещают Париж.
Благоприятные обстоятельства
Кажется, в подобных детективах герою ничего не нужно делать, обстоятельства сами складываются наилучшим образом. Случайные фразы наталкивают на догадки, внезапно находятся весомые улики, персонажи причастные к убийству совершают ошибку и компрометируют себя. Например, сериале «Убийства в одном здании» три жителя многоэтажного дома натыкаются на труп соседа и начинают собственное расследование, параллельно записывая подкаст. Обстоятельства складываются так, что персонажи сначала беспрепятственно проходят на место убийства, потом незаметно проникают в квартиру женщины, у которой находится посылка с уликами.
В «Загадочном убийстве» охранник одного из подозреваемых проявляет инициативу и рассказывает важные для дела детали, а подозреваемые случайно «подтверждают» алиби, попадаясь на глаза героям, когда преступник находится в другом месте. В четвёртой серии «Покерфейса» Чарли работает в доме престарелых и пытается разобраться в убийстве постояльца. В поисках ответа на вопрос: «какой яд мог не оставить следов в крови», она случайно заводит разговор с женщинами, целыми днями смотрящими детективы по телевизору и разбирающимися в ядах.
Подручные средства
Для раскрытия преступления герои пользуются подручными средствами. У них нет специальных приспособлений и доступа к материалам, собранным полицией. Персонажи обращаются к открытым базам данных, социальным сетям, изучают личные вещи жертвы, место преступления и расспрашивают подозреваемых. В третьей серии «Покерфейса» Чарли использует диктофон, чтобы записать признание убийцы, в «Улике» герои самостоятельно изучают труп кухарки, в «Убийствах в одном здании» Оливер (Мартин Шорт) собирает кастинг на театральную постановку, чтобы отобрать подозреваемых.
На первый взгляд ситуативный детектив кажется наивным: обстоятельства помогают героям раскрыть преступления, а улики собираются при помощи подручных средств. Но если детектив — не гениальный сыщик, а обычный человек, примерить на себя его роль гораздо проще. Может быть, и нам под силу раскрыть настоящее преступление?