Подошёл к концу второй сезон сериала «Разделение» (Severance) о корпорации Lumon Industries, производящей процедуру разделения сознания сотрудников на рабочее и внешнее. Первый сезон произвёл много шума, а термины «аути» (out — «снаружи») и «инни ( in — «внутри») стали применяться сотрудниками различных сфер в реальной жизни (в нашем переводе встречаются «экстры» и «интры»). Мистический сюжет, шикарная визуальная составляющая постоянно приводили в проект новых фанатов. Планка была довольно высокой. Но смогли ли создатели Дэн Эриксон, Бен Стиллер и Ифа Макардл её перепрыгнуть?
В статье есть спойлеры, читайте с осторожностью.
Кратко напомним, что было в первом сезоне. Марк Скаут (Адам Скотт) тяжело переживал гибель жены, поэтому согласился на процедуру разделения. Его «интро» занимался расшифровкой данных в Lumon Industries, вся его жизнь проходила в офисе, и он не знал, что снаружи. А «экстра» продолжил жить как прежде, но вне офиса.

Глава отдела макроданных Питти (Юл Васкес) уволился, поэтому Марка повысили. Ему пришлось посвятить новую разделённую Хелли (Бритт Лауэр) в тонкости процедуры, хотя это периодически отягощалось её попытками уволиться, сбежать и даже покончить с жизнью (всё это не сработало — её «экстра» отказалась увольняться). «Экстра» Марка столкнулся с Питти, который подпольно прошёл незаконную процедуру реинтеграции, чтобы соединить обе своих части. Он временно скрывался у героя в доме от Хармони Кобел (Патрисия Аркетт), которая притворялась добродушной соседкой миссис Селвиг, но на деле следила за ним.
Параллельно с событиями внешнего мира сотрудники исследовали офис Lumon и его устройство. Ирвинг (Джон Туртурро) познакомился с начальником отдела оптики и дизайна Бертом (Кристофер Уокен) и выяснил, что отделам сообщают ложную информацию друг о друге, например, о мятежах, которые те или другие якобы организовывали. Марк и Хелли нашли подразделение, выращивающее козлят для загадочных целей. «Интро» Дилана (Зак Черри) ненадолго пробудился во внешнем мире и тот узнал, что у него есть жена и дети. Коллеги поделились друг с другом открытиями, что в итоге привело к успешной попытке пробудить «интро» Ирвинга, Марка и Хелли в реальном мире, чтобы попросить помощи у людей снаружи. Очнувшийся Марк сообщил сестре, что жена его «экстры» жива (она работает психологом в Lumen), Ирвинг пытался найти «экстру» уволенного Берта, а Хелли узнала, что она — дочь генерального директора Lumen. На презентации её «экстра» должна была провести рекламную кампанию разделения, а в итоге её «интро» рассказала всем, как им тяжело и попросила освободить их.


Снаружи и внутри
Второй сезон начался с длинной пробежки Марка по офисным коридорам. Выяснилось, что после их выходки всех сотрудников отдела макроданных уволили и заменили. Всех, кроме него. Начальником стал мистер Милчик (Трэмелл Тиллман), прежде заботившийся о вафельных вечеринках и безопасности отделов. Марк добился возвращения своих уволенных друзей в офис через обращение к совету, который ещё и преподнёс бунт «интр» как благородный поступок, благодаря которому они улучшили жизнь сотрудников. После этого движение сериала замедлилось настолько, что забег Марка стал самой яркой частью вплоть до финала.
Если в первом сезоне зрителей цепляла не только красивая картинка, но и загадки, которые задавал сериал, то ко второму на вопросы сил не осталось. Мы знаем, что Джемма жива, знаем, что «интро» страдают в тесных стенах офиса и всеми силами пытаются отвоевать себе не только свободу, но и право на личную жизнь. И со стороны кажется, что «Разделение» бесконечно бросается новыми загадками и тайнами, такими же важными для развития сюжета. Но на деле вопроса всегда только два: что такое Lumen и как в дальнейшем будут существовать две личности, родившиеся из одной. Фанаты продолжают строить теории и высказывать предположения, но практически все они оказываются глубже, чем сам сюжет. Вспомнить хотя бы сцену из первого сезона, в которой Марк и Хелли нашли ягнёнка. Поклонники проекта строили предположения о клонировании, а в итоге это оказалась пустая метафора — животное кладут вместе с телом принесённого в жертву человека, как бы отдавая дань основателю Киру.


«Разделение» заставляет и нас разделиться надвое. Одна часть наслаждается визуальными решениями, бесподобной и чётко выверенной картинкой (от лиминальных коридоров до зимней пустоты внешнего мира), предметами и персонажами, чётко разделёнными в кадре. И сколько денег потрачено на обстановку даже представить сложно. Маркированные предметы, анимированные макеты основателей, арбузные головы, отреставрированное для съёмок здание… Другая же часть недоумевает от пустоты и бессмысленности происходящего. На её глазах Lumen, якобы ставящая жуткие эксперименты над людьми для максимально выгодной и эффективной работы корпорации, всё больше походит на сборище странных фанатиков. Они готовы выделить целые отделы для бестолкового выращивания ягнят и единичного выступления духового оркестра под безумную светомузыку. Странные ритуалы больше не выглядят смешными: какая к чёрту поминальная вечеринка с терменвоксом? Изредка некоторые ходы всё же работают. Например, вызывающие мурашки родильные дома, предназначенные для жён значимых особ, чьи «интро» проходят через роды (что-то в духе «Рассказа Служанки», не правда ли?) Но и они со временем кажутся не демонстрацией холодной расчётливости корпорации, а локацией, введённой для финального эпизода.
Вспоминается сцена с разрезанием Хейли яйца на тарелке с рисунком, напоминающим некую процедуру — такая бесподобная и топорная метафора всего, что происходит в сериале. «Разделение» подаётся на фарфоровом антикварном блюде в обрамлении идеальной обстановки дома героини, но по сути остаётся самой простой цитатой на свете — символ жизни, поделённый надвое.

А если простым языком?
«Разделение» бросается в зрителя загадками, как мальчишки снежками — быстро и часто промахиваясь. Не успеваешь подумать над одной, как в тебя летит вторая. Различить их в белёсом месиве практически невозможно. Да и надо ли? Всё равно ничего не объяснят. Точно такая же ситуация была с «Миром Дикого Запада» и «Остаться в живых» — бесконечные вопросы, на которые никто не давал ответа. Серии всё больше походили на филлерные, предназначенные для того, чтобы протащить зрителя к финалу. Тайны хороши, когда дозированы или даются постепенно. А иначе начинает тошнить.
Яркими пятнами кажутся лишь три эпизода: «интро» вывозят в лес, чтобы они прошли путь основателя, раскрывающий историю Хармони Кобел, и финальная, в которой создатели решили добавить экшена. Отличаются они потому, что в них, наконец, становится виден смысл. Картинка всё ещё остаётся красивой, но сюжет весит больше.




Не одну пустоту ругать: если стереть с сериала помпезность, то становятся видны все шероховатости. Например, за толпой взрослых сотрудников на этаже поставили следить маленькую девочку и Милчека, который уже не справился со своими обязанностями в первом сезоне. Передвижения на этаже никто не ограничивает — чего удивляться, что сотрудники продолжили исследовать окружение и замышлять бунты. И таких «но» очень много.
Однако на всё это можно закрыть глаза. Есть в «Разделении» что-то такое, что очень легко понять и примерить на себя. Первый сезон вышел после пандемийного времени, когда в офисы постепенно возвращали работников, а многие сотрудники задавались вопросами: «А насколько мне вообще это надо?» Мы проводим на работе по восемь часов в сутки пять дней в неделю — самое настоящее разделение на «интро» и «экстра». Только один из может позволить себе полноценную жизнь. И когда в конце второго сезона «интро» Марка, кажется, впервые обретает громкий голос и заявляет о своём недоверии к «экстре», о желании оставаться живым и обладающим правом на чувства даже внутри Lumen — это ощущается всем нутром. Разве он предназначен лишь для того, чтобы сортировать цифры на экране компьютера?


Дыр в сериале довольно много, однако вера в то, что создатели их закроют, всё ещё есть. «Разделение» уже продлили на третий сезон, так что будем надеяться, что создатели не совершат ту же ошибку, что авторы «Мира Дикого Запада» и не продолжат кормить зрителя филлерами и загадками.
