20 ноября в российский прокат вышел новый фильм скандинавского режиссёра Йоакима Триера «Сентиментальная ценность» (Affeksjonsverdi), получивший Гран-при жюри и 19 минут оваций на прошедшем Каннском фестивале. На данный момент рейтинг свежести картины на Rotten Tomatoes составляет 96%. Рассказываем, чем примечательна семейная драма и почему её можно смело назвать главным фильмом 2025 года.
Нора (Ренате Реинсве) работает в театре, но иногда залетает в более-менее популярные кинопроекты. Несмотря на отца-режиссёра Густава Борга (Стеллан Скарсгард), её карьера шероховата: пока другие актрисы становятся секс-символами, она страшится выходить на сцену, страдая от панических атак. Неожиданно в жизнь героини возвращается Густав, давно покинувший семью и практически не уделявший внимание дочерям. Он предлагает девушке главную роль в своём новом фильме, утверждая, что лента сделает её знаменитой. Но что это: жест доброй воли, любовь или обыкновенный расчёт? Как поступить Норе: просить отца или разорвать связь раз и навсегда?


Имя Йоакима Триера оказалось на слуху в 2021 году после премьеры сердцеразбивательной драмы «Худший человек на свете». Картину номинировали на «Оскар» в двух категориях: «Лучший сценарий» и «Лучший фильм на иностранном языке». История, рассказывающая о кризисе самоидентичности человека 20-30 лет, стала гимном тех, кому не понятно, как существовать в жестоком взрослом мире, требующем сиюминутных решений. По сюжету героиня попеременно меняет профессию и любовный интерес. Она нигде не задерживается надолго, пытаясь охватить как можно больше и избавиться от бремени постоянства, на котором заканчивается свобода любого инфантильного максималиста.
Постановщик оказался одним из ключевых авторов слезоточивых драм, исследующих каждый миллиметр человеческой души. И начался этот путь с дебютного полнометражного фильма «Реприза», рассказывающего о двух писателях-друзьях, один из которых резко становится знаменитым. В качестве главных тем всего своего творчества режиссёр выбирает феномен памяти и человеческого наследия, личностный кризис, а также семейные и любовные узы. «Сентиментальная ценность» стала апогеем разговора о родственных связях, их разрыве и трагизме непонимания или непринятия близких.


Триер присваивает статус главного героя пятерым участникам ленты, в том числе неодушевлённому предмету. Густав и его дочери, Нора и Агнес (Инга Ибсдоттер Лиллеос), воюют. Вторая чуть меньше, но лишь до критической точки. Повзрослевшие героини уже не стремятся заполучить внимание разочаровавшего их родственника, который не приезжает на дни рождения и премьеры. Местом их негласного воссоединения становится дом, в котором начинало и заканчивало жизнь не одно поколение их семьи. Именно там старший Борг решает снять своё кино после 15 лет творческого перерыва и смерти бывшей супруги, некогда проживавшей в нём.
Здание — центрообразующий персонаж и между тем основной лейтмотив. Недаром лента начинается с закадрового голоса, который мы помним по «Худшему человеку на свете». Его монолог рассказывает о феномене дома как живого организма, который не любит тишину и пустоту. Что чувствует построенное человеком сооружение, когда в нём плачут навзрыд? А когда портят или ломают его часть? Когда разрушают? Сколько смеха и доброты должно концентрироваться в доме, чтобы он был счастлив?
Родовое гнездо становится местом зарождения семьи и одновременно её распада. Густав намеревается снимать фильм именно там, что вызывает у Норы противоречия. Она отказывается от главной роли из-за нежелания работать с отцом, с которым может только конфликтовать, а тот, недолго думая, находит ей замену в лице популярной американской актрисы Рейчел Кемп (Эль Фаннинг), благодаря которой к проекту подключается Netflix, а, следовательно, и основательное финансирование. И тут Триер, не скрывающий любви к творчеству Бергмана, соединяет свою картину с «Персоной». Персонаж Реинсве двоится: старший Борг лепит из Рейчел свою дочь, начиная с незначительных изменений вроде окрашивания волос и стрижки.

В контексте родственных связей назревает разговор о феномене памяти, который формирует у людей так называемые сентиментальные ценности. У героев эта ценность — тот самый дом, который хранит воспоминания. Пока он есть, они не исчезнут. Парадокс лишь в том, что иногда былое тормозит настоящее, заставляя оглядываться назад и не совершать лишних шагов. Так, Густав не может отпустить семейное гнездо, которое построили его предки, но при этом Нора легко расстаётся с вещами почившей матери, говоря сестре выбросить их, даже не осмотрев содержимое. В том же «Худшем человеке на свете» Триер показал работу памяти через призму умирающего человека, который отчаянно не хочет становиться чьим-то воспоминанием или продолжать жить только в оболочке своего искусства.
В обеих картинах особенно выделяется дискуссия о свободе творчества. Но если в предыдущей рассуждения касались преимущественно цензуры со стороны общества (одного из героев критиковали за сексизм в его комиксах), то здесь всё сводится к межличностной изоляции. По мнению героя Скарсгарда, творец не должен быть на привязи у семьи, ведь в быту вдохновение и искусство невозможны. Всё меняется в тот момент, когда он пишет сценарий для дочери, маскируя его под историю трагедии одной матери.

Как и многие режиссёры вроде Уэса Андерсона и Тима Бёртона, Йоаким Триер сотрудничает с постоянным кастом. Ренате Реинсве и Андерс Даниельсен Ли — неизменные спутники постановщика, успевшие поработать вместе больше, чем в двух картинах. Все артисты удивительным образом оказались на своих местах, даже американка Эль Фаннинг, которая стала контрастным элементом на фоне скандинавского колорита. К Стеллану Скарсгарду, о герое которого во многом эта история, вообще вопросов нет. «Тащит» лучше сыновей (не в обиду Биллу). Команда поработала и над визуальной частью. Если в «Худшем человеке на свете» оператор Каспер Туксен тяготел к клипмейкерству с большим количеством молчаливых общих планов и проходками героев, то здесь он оказался в плену детализации. И этот плен, пожалуй, ленте только на пользу.
С «Сентиментальной ценностью» Триер повзрослел (отчасти постарел). Предпоследний фильм концентрировался на кризисе миллениалов и старших зумеров, а новый расширяет возрастные границы до нескольких поколений. Но с этими изменениями постановщик не утрачивает ту искренность, с которой дебютировал.
И напоследок: у каждого из нас свои сентиментальные ценности. И порой от них необходимо избавиться, как бы больно ни было.