18 апреля в российском прокате появится любопытный хоррор «Паутина страха» (Vermines). В центре сюжета парень, обожающий насекомых. Однажды он приносит домой необычного паука, который сбегает в вентиляцию, где быстро размножается. Вскоре жители обычной парижской панельки становятся добычей для сотен опасных пауков, способных одним укусом свалить слона. Мы пообщались с его режиссёром Себастьяном Ваничеком — о съёмках живых паукообразных и особенностях создания приземлённых хорроров.
— В основе вашего фильма арахнофобия. А как вы сами относитесь к паукообразным?
— Я люблю пауков и всех живых существ. У меня глубокая страсть к живому во всех его проявлениях. Люблю давать голос тем вещам, у которых его нет. Я не из тех, кто боится пауков. Поэтому спрашиваю себя, почему люди их так боятся. Сегодня нет причин бояться пауков, мы знаем, что они не опасны для нас, так откуда берётся этот страх? Это иррационально. Всё исходит из того, как они выглядят, их оценивают по внешнему виду.
— В кино мы не раз встречали иррациональный страх перед пауками — от классики B-муви 1950-х «Земля против паука» Берта Гордона до комедийной «Атаки пауков». Какие фильмы об арахнидах вам ближе?
— Я не люблю фильмы о пауках. Мне кажется, они слишком сильно смахивают на фильмы категории B, а я не большой их поклонник. Мне хотелось сделать фильм, далёкий от этих картин, что-то новое, реалистичное. Поэтому не стал смотреть ни их, ни какой-то конкретный «настоящий фильм ужасов», чтобы у меня были свежие идеи и желание сделать нечто особенное.
— Хотели бы вы завести себе дома паука?
— Нет, это одна из ключевых мыслей в моём фильме: если вы любите что-то, дайте ему свободу, не кладите в коробку!
— Как много живых пауков вы использовали на съёмках фильма и как много из них были созданы с помощью CGI?
— У нас было около 200 пауков на съёмочной площадке, и соотношение было пополам. 50% съёмок — с реальными пауками, 50% — с CGI. Наши CGI-пауки основаны на настоящих, у нас было так много отличных кадров с реальными арахнидами, что наша VFX-команда смогла изучить на них всё: движение, скорость, волоски, свет, цвета... Мы смогли проработать каждую деталь.
— Какие способности может дать укус паука, кроме «великой силы и ответственности»?
— Ха-ха, отлично! К сожалению, пауки не дают невероятных фантастических сил. Они кусают, когда им угрожает большая опасность, так что это больно (иногда очень), но в реальной жизни у вас не будет яиц под кожей или чего-то подобного.
— А какие ваши любимые пауки в поп-культуре?
— Я с детства очень люблю «Властелин колец», поэтому, скорее всего, назову Шелоб. Она не устаревает. Всё в её сценах настолько идеально, что можно посмотреть фильм сегодня и подумать, что он снят в 2024-м.
— Какие приёмы в съёмке или драматургии отличают ваши хорроры? Что бы вы могли выделить?
— Нам пришлось быть очень осторожными, когда мы снимали сцены с настоящими пауками. Прежде всего, я не хотел, чтобы на площадке оказался мёртвый или раненый паук, поэтому мы были очень спокойны и терпеливы, когда работали с ними. Как только я пришёл к этой мысли, мне нужно было продумать весь монтаж. Важно быть очень организованным.
Когда вы снимаете эпизод с пауком, то позволяете ему делать всё, что он хочет (вы не можете обучить его делать то, что нужно вам, — это не собака), и вы в моменте адаптируете сценографию. Я редактировал все сцены, где были пауки. Нет какой-то конкретной «техники», которую мы разработали, но свой способ съёмки у нас всё же был. Когда в кадре оказывались пауки, команда была сосредоточена на 100%, больше, чем в любых других сценах, это было действительно напряжённо.
— В вашей короткометражке Crocs в центре внимания собачьи бои, к которым главный герой приводит собаку. В «Паутине страха» герой разводит различных насекомых. Оба фильма исследуют ответственность за приручение домашних животных. Почему решили исследовать именно этот вопрос в своём творчестве?
— Как и во всех хороших фильмах о монстрах, дело не в чудовище, а в том, какую сторону человечества оно откроет. Наши отношения с животными могут многое рассказать о нас самих. Я исследую человечество с этой точки зрения. Очень люблю защищать животных, поэтому вы можете посмотреть «Паутину страха» с точки зрения пауков и понять (благодаря начальной сцене), что они тоже жертвы. Им тоже приходится выживать. Они никогда не нападают по своей воле, на них всегда нападают первыми.
— В вашем фильме привычный для человека быт сталкивается с инстинктами насекомых. Получается, столкновение двух миров, где природа стремится отвоевать у человека его дом?
— Это скорее параллель в духе «Мы все одинаковые» — от насекомых до людей. Человечество склонно хотеть всё, брать всё, гораздо больше, чем ему нужно, и другие существа страдают от этой склонности. В «Паутине страха» сама природа получает право голоса и говорит: «Ты не должен был этого делать, но сделал, теперь ты заплатишь».
— А какие ещё «миры» вы хотели бы столкнуть в будущих картинах?
— Наша связь с природой и живыми существами всегда будет присутствовать в моих будущих фильмах. Это то, что действительно важно для меня. Но исследовать это можно бесконечным множеством способов!
— Вы выступите режиссёром будущего спин-оффа «Зловещих мертвецов». Что испытываете от возможности прикоснуться к столь культовой франшизе?
— Это такая невероятная возможность! Моя встреча с Сэмом Рэйми и его командой была просто нереальной. Но самое главное — это то, что они спросили меня, какими будут МОИ «Зловещие мертвецы». Им не было интересно то, что уже было прежде, они пришли ко мне, потому что хотели чего-то свежего, и это меня зацепило. Они сделали действительно смелый выбор, позволив Феде Альваресу и Ли Кронину показать собственное видение «Зловещих мертвецов». Я очень уверен в них!
— Каких существ вы бы хотели показать в вашей версии «Зловещих мертвецов»?
— Ни слова не скажу о том, что будет в моих «Зловещих мертвецах», ха-ха!
— Какая часть «Зловещих мертвецов» ваша любимая?
— Фильм «Зловещие мертвецы 2» близок мне по духу, сам не знаю почему. Вы можете почувствовать, что это фильм молодого парня без границ. Он хотел исследовать, хотел заставить зрителей ПОЧУВСТВОВАТЬ что-то на стольких уровнях. Я могу легко ассоциировать себя с этим молодым Сэмом Рэйми. В «Зловещих мертвецах 2» так много всего...
Мне также нравится фильм Феде Альвареса. Он привнёс в эту франшизу немного реальности и заставил её легко перенестись в 21-й век.
— Какие современные хорроры впечатлили вас больше всего? Что можете посоветовать?
— «Оно» (It Follows) и «Реинкарнация» — это невероятные произведения искусства. Вы всё ещё можете чувствовать их спустя несколько дней после просмотра... Это что-то действительно уникальное. Но есть и другие типы фильмов, такие как «Реквием по мечте» (для меня это своего рода фильм ужасов), которые вызывают у вас такое же чувство. Этот фильм проникает в вашу кожу, вы приносите его домой, и он никогда не покидает вас — это и есть кино!
— А какие фильмы могут вас рассмешить?
— Комедия — главный жанр во Франции! В наших кинотеатрах четыре из пяти фильмов — комедии. Мои отношения с этим жанром немного поломались — из-за переизбытка, слишком много их в моей стране. Я люблю смеяться, когда смотрю кино, но мне нужно нечто большее, чем просто юмор. Люблю кричать, но мне и этого мало! Корейские фильмы — лучший пример, чтобы показать, что для меня идеально на экране. Вы можете кричать, можете плакать, можете смеяться, вас цепляет история, персонажи, и вы испытываете столько эмоций. Когда вы платите 15 евро, чтобы увидеть что-то, это должны быть американские горки.
— Какие фильмы вы ждёте в 2024 году?
— Очевидно, второго «Гладиатора»! Первая часть — мой любимый фильм всех времён. Не могу дождаться, когда увижу, что приготовил Ридли Скотт!